Рукописи и даже книги горят...
Фото с сайта Галереи Гельмана
Предвыборный месяц отмечен не только новыми гражданскими акциями протеста. К оппозиционным выступлениям по-своему подключилось современное искусство – в феврале тон задавал Винзавод. В галерее Paperworks открылась выставка «За честные выборы», следом в Галерее Гельмана Диана Мачулина показала хоть и не связанную с шествиями, но все ж таки критически заточенную экспозицию «Похвала глупости, или Архитектура российского капитализма». В последний день февраля Михаил Косолапов обнародовал в галерее XL «Непрямое политическое высказывание».
Не то чтобы раньше актуальное искусство было пассивным – нет-нет да и взбрыкнет, выкинет нечто на злобу дня. Но другое дело, когда «выходки» множатся и становятся тенденцией. Обсудить хочется не политику, а «точку бифуркации» в художественном процессе, за которой могли бы последовать важные перемены.
В Paperworks «За честные выборы» ратовали разные художники – от Юрия Альберта, Никиты Алексеева и Игоря Мухина (с фото «поверженного» плаката с Явлинским на одном из митингов из серии 1989–2009-х «Сопротивление») до социалиста Арсения Жиляева. У Гельмана Диана Мачулина переместила фокус на уродливую мину современного урбанизма как отражение сущности государства. А в XL Михаил Косолапов сплел из охапки белых веревочек толстенные канаты, которые и завязал в тугой узел. Вот вам монументальная метафора сродни той, которую год назад в XL предложила своим «Показательным процессом» Ирина Корина. Что за канат из белых веревок? Парафраз белых лент? Было бы слишком прямолинейно. Но когда закручивают гайки – в ответ затягивается узел. Перевод протеста в выставку, кстати, не всегда «обречен» на успех. Когда в том же феврале OpenSpace.ru перенес в ArtPlay плакаты с митингов (выставка «Вы нас даже не представляете»), эффект, кажется, получился неоднозначным. Событие, конечно, нужное. Только дух уличного протеста в выставочном зале несколько выдохся. Там протесту нужна иная форма.
Paperworks, Мачулина и Косолапов «кипятятся» по поводу немножко разных вещей, но придерживаются одной формулы – гражданская позиция в художественной упаковке. В политической ситуации, по крайней мере пока, это не поможет, зато появилась почва для налаживания контакта между арт-сообществом и публикой. Многие ведь еще считают современное искусство тусовочным междусобойчиком – а оно, нате, настойчиво предлагает обсудить насущное. «Гражданин художник» хочет поговорить.
Звание катализатора вполне подходит группе «Война», под знаком которой прошел прошлый год, почтивший «Х...й в плену и ФСБ» премией «Инновация». Которую, в общем, можно считать аналогом государственной, ведь, хотя в Минкульте и стали открещиваться от причастности к конкурсу, инициированному Государственным центром современного искусства, сам ГЦСИ – институция федеральная. «Проклятый» вопрос, искусство ли производит «Война», оставим на обочине.
Преемницами «Войны» впору назвать активисток панк-коллектива Pussy Riot, наделавших в последнее время много шума оппозиционными выступлениями (кстати, одна из Pussy участвовала прежде в московских действах той самой «Войны»). Здесь больше политики, нежели искусства, но при всем этом, например, Марат Гельман и Юрий Самодуров, высказавшиеся против того, что местом скандального «панк-молебна «Богородица, Путина прогони!» Pussy Riot выбрали храм Христа Спасителя, тем не менее считают неправомерным уголовное преследование акции (обвинение вынесено по ст. 213 УК РФ (хулиганство). Однако в субботу все-таки были арестованы три участницы Pussy Riot и Петр Верзилов из «Войны», которого некоторые называют координатором бунтовщиц. Значит, впереди суд, по которому им может грозить до двух лет лишения свободы – срок может быть условным.
Протестные примеры можно множить, добавить к теперешним более ранние – но сейчас речь о случаях и тенденциях последнего месяца. По большому счету актуальное искусство и активисты «Войны» или Pussy Riot работают над одним, но с существенной разницей и находясь на разных полюсах. Contemporary art позицию «так не должно быть» изъявляет на художественной площадке, последние – в городском и даже религиозном пространстве. С другой стороны, не случись скандала – формы, предложенные Винзаводом, могли бы просто-напросто не заметить. Они бы не прозвучали, не оттенили. Теперь, правда, нужно защищать не Винзавод, а Pussy Riot.