0
2070
Газета Культура Интернет-версия

05.03.2012 00:00:00

Contemporary art затягивает узел сопротивления

Дарья Курдюкова.
Корреспондент отдела культуры "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Евгеньевна Курдюкова - обозреватель отдела культуры "НГ".

Тэги: искусство, политика, выборы


искусство, политика, выборы Рукописи и даже книги горят...
Фото с сайта Галереи Гельмана

Предвыборный месяц отмечен не только новыми гражданскими акциями протеста. К оппозиционным выступлениям по-своему подключилось современное искусство – в феврале тон задавал Винзавод. В галерее Paperworks открылась выставка «За честные выборы», следом в Галерее Гельмана Диана Мачулина показала хоть и не связанную с шествиями, но все ж таки критически заточенную экспозицию «Похвала глупости, или Архитектура российского капитализма». В последний день февраля Михаил Косолапов обнародовал в галерее XL «Непрямое политическое высказывание».

Не то чтобы раньше актуальное искусство было пассивным – нет-нет да и взбрыкнет, выкинет нечто на злобу дня. Но другое дело, когда «выходки» множатся и становятся тенденцией. Обсудить хочется не политику, а «точку бифуркации» в художественном процессе, за которой могли бы последовать важные перемены.

В Paperworks «За честные выборы» ратовали разные художники – от Юрия Альберта, Никиты Алексеева и Игоря Мухина (с фото «поверженного» плаката с Явлинским на одном из митингов из серии 1989–2009-х «Сопротивление») до социалиста Арсения Жиляева. У Гельмана Диана Мачулина переместила фокус на уродливую мину современного урбанизма как отражение сущности государства. А в XL Михаил Косолапов сплел из охапки белых веревочек толстенные канаты, которые и завязал в тугой узел. Вот вам монументальная метафора сродни той, которую год назад в XL предложила своим «Показательным процессом» Ирина Корина. Что за канат из белых веревок? Парафраз белых лент? Было бы слишком прямолинейно. Но когда закручивают гайки – в ответ затягивается узел. Перевод протеста в выставку, кстати, не всегда «обречен» на успех. Когда в том же феврале OpenSpace.ru перенес в ArtPlay плакаты с митингов (выставка «Вы нас даже не представляете»), эффект, кажется, получился неоднозначным. Событие, конечно, нужное. Только дух уличного протеста в выставочном зале несколько выдохся. Там протесту нужна иная форма.

Paperworks, Мачулина и Косолапов «кипятятся» по поводу немножко разных вещей, но придерживаются одной формулы – гражданская позиция в художественной упаковке. В политической ситуации, по крайней мере пока, это не поможет, зато появилась почва для налаживания контакта между арт-сообществом и публикой. Многие ведь еще считают современное искусство тусовочным междусобойчиком – а оно, нате, настойчиво предлагает обсудить насущное. «Гражданин художник» хочет поговорить.

Звание катализатора вполне подходит группе «Война», под знаком которой прошел прошлый год, почтивший «Х...й в плену и ФСБ» премией «Инновация». Которую, в общем, можно считать аналогом государственной, ведь, хотя в Минкульте и стали открещиваться от причастности к конкурсу, инициированному Государственным центром современного искусства, сам ГЦСИ – институция федеральная. «Проклятый» вопрос, искусство ли производит «Война», оставим на обочине.

Преемницами «Войны» впору назвать активисток панк-коллектива Pussy Riot, наделавших в последнее время много шума оппозиционными выступлениями (кстати, одна из Pussy участвовала прежде в московских действах той самой «Войны»). Здесь больше политики, нежели искусства, но при всем этом, например, Марат Гельман и Юрий Самодуров, высказавшиеся против того, что местом скандального «панк-молебна «Богородица, Путина прогони!» Pussy Riot выбрали храм Христа Спасителя, тем не менее считают неправомерным уголовное преследование акции (обвинение вынесено по ст. 213 УК РФ (хулиганство). Однако в субботу все-таки были арестованы три участницы Pussy Riot и Петр Верзилов из «Войны», которого некоторые называют координатором бунтовщиц. Значит, впереди суд, по которому им может грозить до двух лет лишения свободы – срок может быть условным.

Протестные примеры можно множить, добавить к теперешним более ранние – но сейчас речь о случаях и тенденциях последнего месяца. По большому счету актуальное искусство и активисты «Войны» или Pussy Riot работают над одним, но с существенной разницей и находясь на разных полюсах. Contemporary art позицию «так не должно быть» изъявляет на художественной площадке, последние – в городском и даже религиозном пространстве. С другой стороны, не случись скандала – формы, предложенные Винзаводом, могли бы просто-напросто не заметить. Они бы не прозвучали, не оттенили. Теперь, правда, нужно защищать не Винзавод, а Pussy Riot.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
387
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
325
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
271
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
381

Другие новости