0
1050
Газета Культура Интернет-версия

29.02.2012 00:00:00

Гран-при – исполнителям

Тэги: музыка, конкурс


В Московской консерватории завершился Второй Международный конкурс молодых композиторов имени Мясковского. Участники соревновались в жанре струнного квартета – пожалуй, самом трудном, особенно для конкурсных состязаний.

Считается, что конкурс в основном удел исполнителя, и этот тезис подтверждает бесчисленное количество высокого уровня международных состязаний, уже не говоря о разномастных локальных. Специальности «неиграющие» в этом отношении заметно отстают: так уж сложилось, что состязания дирижеров-хоровиков или композиторов не вызывают того бурного отклика, который порождает, скажем, Конкурс имени Чайковского. Возможно, именно поэтому Министерство культуры и учредило Всероссийский музыкальный конкурс, где соревнуются по всем специальностям – в прошлом году это были стандартные специальности Конкурса имени Чайковского, в этом году – дирижеры, затем придет очередь духовиков и т.д. Композиторы в этой иерархии занимают едва ли не последнее место: эта профессия зависимая, ведь если у тебя нет заказа или денег, свое сочинение ты можешь и не услышать. Даже в век нанотехнологий композиторы не отличаются от своих коллег XIX века – им важно слышать свою музыку. Конкурс эту возможность предоставляет, а также пытается исполнить функцию популяризации профессии композитора: имя лауреата прозвучит в новостях, и его пьесу сыграют на заключительном концерте. Если повезет и в жюри (или среди публики) окажется лицо, которое может составить протекцию, – это уже большая удача. Вспомним список ангажементов лауреатов последнего Конкурса имени Чайковского (на нескольких страницах), чтобы представить, какая пропасть лежит между вчерашними студентами, ходившими на консерваторские лекции в одном потоке.

В Московской консерватории проходит два композиторских конкурса: один из них – имени Юргенсона – проводится силами Центра современной музыки и уже завоевал определенное реноме в профессиональной среде. Другой – имени Мясковского – возник на композиторском факультете. По регламенту, каждый новый конкурс проходит по другой специальности. Первый конкурс был посвящен памяти Эдисона Денисова, скорее всего поэтому участники предоставляли пьесы для инструментального ансамбля. В этот раз оргкомитет обратился к творчеству самого Мясковского – композитора, преподававшего в Московской консерватории, его творческие «внуки» (ученики учеников) работают здесь сегодня. Мясковский – автор 13 квартетов, он работал в этом жанре всю жизнь. В этом году конкурс его имени проводили по специальности «струнный квартет». Наверное, для современного композитора (в особенности молодого) этот состав – один из самых трудных: ни тебе роскошного тембрового разнообразия, ни «щита» фортепиано; почувствовать природу квартета – чтобы он не остался куцым четырехголосием или набором бессмысленных (или осмысленных, но плохо звучащих) сонорных эффектов, а чтобы четыре инструмента задышали вместе, чтобы в их совместном звучании была внутренняя логика – вот это высший пилотаж. Восемь партитур, которые были допущены к открытому прослушиванию второго тура, обнаруживали молодых композиторов, но, к счастью, это были партитуры именно квартетные или пути к ним. Они были представлены под никами, чтобы избежать, очевидно, вечного конфликта: члены жюри – их ученики. Правда, во второй тур вышли шестеро студентов консерватории, а в жюри сидели в основном преподаватели, так что необходимость ников была весьма условной. Вместе с Александром Чайковским, Владимиров Тарнопольским, Александром Кобляковым, Фараджем Караевым в жюри входили их коллеги из-за рубежа: Юрис Карлсонс из Латвии, Армен Смбатян из Армении и Кшиштоф Майер (известный у нас как автор монографии о Шостаковиче) из Польши. Из восьми партитур после второго тура (он проходил в зале, который носит имя Мясковского) отобрали пять, их исполнили на следующий день в Рахманиновском зале, и здесь же стали известны имена – уже настоящие – лауреатов. Кузьма Бодров и Алина Подзорова разделили первую премию (денежный приз – 100 тыс. руб. каждому, его делить не стали), вторую не присудили, Анна Шатковская и гречанка Тониа Евангелия стали лауреатом третьей, диплом получила Наталья Прокопенко.

К конкурсу выпустили красивый буклет на двух языках, на прослушиваниях собрались сочувствующие и интересующиеся – так что внешние приметы удавшегося мероприятия как будто присутствуют. Но вот все равно не отпускает ощущение местечковости – всего на конкурс прислали около 30 партитур (среди которых 80–90% наверняка были из консерватории), это не уровень полноценного состязания. Каким-то мифическим образом уменьшились премии: в 2009-м первая премия составляла 130 тыс. руб. – для конкурса, претендующего на имя и статус, это не солидно. Зал имени Мясковского был заполнен – но сколько в нем мест? 60 или 70?

А вот в чем все-таки мы смогли убедиться – у нас появились исполнители (все хотели играть Бетховена, в крайнем случае Прокофьева, но никто не знал фамилию Штокхаузхен). Квартет «Студия новой музыки» с блестящей артистичностью (и мастерством!) представил партитуры участников, извлекая из них максимум выразительности (быть может, даже большей, чем предполагали авторы); на пятки им наступает и «младший собрат» – Rusquartet, быть может еще не такой в хорошем смысле наглый (уверенный и свободный), но набирающий активные обороты на поле новой музыки. Обоим хотелось крикнуть «Браво!».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
1418
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
2882
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
2387
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
2110

Другие новости