В Московской консерватории завершился Второй Международный конкурс молодых композиторов имени Мясковского. Участники соревновались в жанре струнного квартета – пожалуй, самом трудном, особенно для конкурсных состязаний.
Считается, что конкурс в основном удел исполнителя, и этот тезис подтверждает бесчисленное количество высокого уровня международных состязаний, уже не говоря о разномастных локальных. Специальности «неиграющие» в этом отношении заметно отстают: так уж сложилось, что состязания дирижеров-хоровиков или композиторов не вызывают того бурного отклика, который порождает, скажем, Конкурс имени Чайковского. Возможно, именно поэтому Министерство культуры и учредило Всероссийский музыкальный конкурс, где соревнуются по всем специальностям – в прошлом году это были стандартные специальности Конкурса имени Чайковского, в этом году – дирижеры, затем придет очередь духовиков и т.д. Композиторы в этой иерархии занимают едва ли не последнее место: эта профессия зависимая, ведь если у тебя нет заказа или денег, свое сочинение ты можешь и не услышать. Даже в век нанотехнологий композиторы не отличаются от своих коллег XIX века – им важно слышать свою музыку. Конкурс эту возможность предоставляет, а также пытается исполнить функцию популяризации профессии композитора: имя лауреата прозвучит в новостях, и его пьесу сыграют на заключительном концерте. Если повезет и в жюри (или среди публики) окажется лицо, которое может составить протекцию, – это уже большая удача. Вспомним список ангажементов лауреатов последнего Конкурса имени Чайковского (на нескольких страницах), чтобы представить, какая пропасть лежит между вчерашними студентами, ходившими на консерваторские лекции в одном потоке.
В Московской консерватории проходит два композиторских конкурса: один из них – имени Юргенсона – проводится силами Центра современной музыки и уже завоевал определенное реноме в профессиональной среде. Другой – имени Мясковского – возник на композиторском факультете. По регламенту, каждый новый конкурс проходит по другой специальности. Первый конкурс был посвящен памяти Эдисона Денисова, скорее всего поэтому участники предоставляли пьесы для инструментального ансамбля. В этот раз оргкомитет обратился к творчеству самого Мясковского – композитора, преподававшего в Московской консерватории, его творческие «внуки» (ученики учеников) работают здесь сегодня. Мясковский – автор 13 квартетов, он работал в этом жанре всю жизнь. В этом году конкурс его имени проводили по специальности «струнный квартет». Наверное, для современного композитора (в особенности молодого) этот состав – один из самых трудных: ни тебе роскошного тембрового разнообразия, ни «щита» фортепиано; почувствовать природу квартета – чтобы он не остался куцым четырехголосием или набором бессмысленных (или осмысленных, но плохо звучащих) сонорных эффектов, а чтобы четыре инструмента задышали вместе, чтобы в их совместном звучании была внутренняя логика – вот это высший пилотаж. Восемь партитур, которые были допущены к открытому прослушиванию второго тура, обнаруживали молодых композиторов, но, к счастью, это были партитуры именно квартетные или пути к ним. Они были представлены под никами, чтобы избежать, очевидно, вечного конфликта: члены жюри – их ученики. Правда, во второй тур вышли шестеро студентов консерватории, а в жюри сидели в основном преподаватели, так что необходимость ников была весьма условной. Вместе с Александром Чайковским, Владимиров Тарнопольским, Александром Кобляковым, Фараджем Караевым в жюри входили их коллеги из-за рубежа: Юрис Карлсонс из Латвии, Армен Смбатян из Армении и Кшиштоф Майер (известный у нас как автор монографии о Шостаковиче) из Польши. Из восьми партитур после второго тура (он проходил в зале, который носит имя Мясковского) отобрали пять, их исполнили на следующий день в Рахманиновском зале, и здесь же стали известны имена – уже настоящие – лауреатов. Кузьма Бодров и Алина Подзорова разделили первую премию (денежный приз – 100 тыс. руб. каждому, его делить не стали), вторую не присудили, Анна Шатковская и гречанка Тониа Евангелия стали лауреатом третьей, диплом получила Наталья Прокопенко.
К конкурсу выпустили красивый буклет на двух языках, на прослушиваниях собрались сочувствующие и интересующиеся – так что внешние приметы удавшегося мероприятия как будто присутствуют. Но вот все равно не отпускает ощущение местечковости – всего на конкурс прислали около 30 партитур (среди которых 80–90% наверняка были из консерватории), это не уровень полноценного состязания. Каким-то мифическим образом уменьшились премии: в 2009-м первая премия составляла 130 тыс. руб. – для конкурса, претендующего на имя и статус, это не солидно. Зал имени Мясковского был заполнен – но сколько в нем мест? 60 или 70?
А вот в чем все-таки мы смогли убедиться – у нас появились исполнители (все хотели играть Бетховена, в крайнем случае Прокофьева, но никто не знал фамилию Штокхаузхен). Квартет «Студия новой музыки» с блестящей артистичностью (и мастерством!) представил партитуры участников, извлекая из них максимум выразительности (быть может, даже большей, чем предполагали авторы); на пятки им наступает и «младший собрат» – Rusquartet, быть может еще не такой в хорошем смысле наглый (уверенный и свободный), но набирающий активные обороты на поле новой музыки. Обоим хотелось крикнуть «Браво!».