В современной театральной жизни фестивали занимают видное место. Их популярности способствует разнообразие форматов, позволяющих выбрать театрам и зрителям «свой» фестиваль.
Х1Х Всероссийский Пушкинский театральный фестиваля, который проходит на Псковской земле, это подтверждает. Его своеобразие не только в том, что герой фестиваля - Пушкин, но и в том, что ему сопутствует научная часть. Выступления известных пушкинистов привлекают внимание профессионалов и публику. Пушкинский фестиваль обходится без келейных обсуждений спектаклей, не дает призов, не выстраивает иерархической лестницы режиссеров и актеров. Обмен мыслями происходит на так называемых лабораториях. В этом году пушкинисты Вячеслав Кошелев и Сергей Фомичев, не сговариваясь, акцентировали внимание на том, что русская литература начиналась молодыми художниками рубежа ХУШ – Х1Х века, и их молодость по сей день осеняет классическую русскую литературу.
Художественный руководитель фестиваля Владимир Рецептер поднял важную тему - театр и наука. В свое время Петр Фоменко высказал мысль о том, что между театром и наукой «разверзлась очаровательная бездна». Фестивальные спектакли эту бездну явили. Возможно ли и нужно ли преодолеть эту бездну? Однозначный ответ едва будет когда-либо найден.
Для ряда фестивальных спектаклей в той или иной степени было характерно просветительское начало. Жанр спектакля театра «Пушкинская школа» «Хроника времен Бориса Годунова» по произведениям Карамзина, Пушкина и Мусоргского автор сценария и постановщик Владимир Рецептер определил как «опыт драматического изучения», поставив сложную задачу перед молодыми актерами, которые должны соединить стихотворный текст великой трагедии и комментарий к нему, составленный из труда Карамзина «Истории государства Российского». В спектакль привнесены элементы эпического театра Брехта с его эффектом остранения. Спектакль премьерный, и молодые актеры еще не до конца справляются с этой задачей. Тем не менее, есть несомненные удачи: Борис Годунов (Григорий Печкысев) и Самозванец (Иван Мозжевилов). Они наиболее точно воплотили замысел автора спектакля. Печкасеву, несмотря на молодость, оказалось под силу воплотить трагизм человека, способного стоять во главе государства. Но он - убийца, и совесть ему не подвластна, он не в силах заглушить ее муки. Трагическая вина приводит его к раздвоению: правитель и человек не могут ужиться в его душе, приводя его к смерти. В Самозванце подчеркнута молодость, захлестывающая его жажда жизни, заставляющая стать авантюристом. Остальные играют несколько ролей, и этот открытый прием, когда актеры на глазах зрителей перевоплощаются, придают особую динамику спектаклю.
Великолепная Алла Демидова, выступавшая в Пушкинских горах, покорила публику несвойственной ей открытостью. Она предложила программу «Пушкин и другие», соединив поэтов пушкинской поры и «серебряного века». Она комментировала стихи не как исследователь, но как актриса, как человек, живущий поэзией, затрагивая самые потаенные струны публики, ответившей ей пониманием и признательностью.
В Псковской филармонии был показан спектакль «Пушкин – Сальери – Моцарт» в постановке Александра Сокурова, в котором приняли участие Леонид Мозговой и Камерный хор «Россика» (художественный руководитель и дирижер Валентина Копылова-Панченко). Известный киноактер и создатель моноспектаклей Мозговой и «Россика» исполнили «Моцарта и Сальери» Пушкина и «Реквием» Моцарта. Сокуров превратил хор в драматический персонаж, создав блистательную пластическую партитуру спектакля, воплощенную солистами и хором. В черных плащах с капюшонами они постоянно находятся в движении, застывая, как фигуры на барельефе или же двигаясь по кругу зловещим, причудливым хороводом теней. Чтобы воплотить режиссерский замысел, певцы выучили партии наизусть, и если они в патетические моменты и вздымали вверх свои партитуры, то это был всего лишь необходимый выразительный жест. Копылова-Панченко великолепно вписалась в этот ансамбль. Мозговой показал трагическую вину Сальери и художественный мир гениального Моцарта, точно донеся пушкинский стих.
Два спектакля по «Пиковой даме» вызвали особый интерес.
Режиссер и автор сценической адаптации Владимир Коломак интерпретировал повесть как драму (театр из Вышнего Волочка). Большинство ролей исполняют молодые актеры, и главные персонажи Герман (Максим Лященко) и Лиза (Анастасия Долгова) создают интересные характеры. Однако на спектакле лежит печать эклектики. Это касается прежде всего инсценировки. Действие начинается в психиатрической больнице в наши дни, и санитары безбожно обращаются с несчастным пациентом, вообразившим себя героем пушкинской повести. Дамы полусвета, окружающие «золотую» молодежь, не вписываются в стилистику пушкинской повести, как и графиня, напоминающая персонажей пьес Островского. Режиссер морализирует, в то время как Пушкин менее всего назидателен, предлагая изумительный сплав реального, фантастического и даже анекдота.
Автор сценической композиции и постановщик «Пиковой дамы» Олег Жюгжда в Гродненском театре кукол определил его жанр, как мистическую мистификацию по мотивам повести Пушкина и оперы Чайковского. Спектакль пронизывает постмодернистская улыбка: тонкая ирония, стихия игры, столь необходимая в этой повести, соседствует с захватывающими мистическими моментами. Это достигается актерским ансамблем – поистине великолепной четверкой. Актеры работают с куклами и в живом плане, создавая различные характеры. Таинственность вносит Лариса Микулич, обладающая еще и удивительной романтической внешностью. Она с легкостью переходит от образа Надежды фон Мекк к графине, к карточной пиковой даме, завораживая своей игрой. Ее партнеры Александр Енджевский, Дмитрий Гайдель и Виталий Леонов блестяще справляются с множеством ролей, создавая яркие характеры. Постмодернистская эстетика в спектакле используется тонко, нигде не перейдена граница. Один из примеров – сцена на Зимней канавке, в которую вписывается строка Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека┘». Как греза или любовный бред Лизы, Германн появляется на гондоле и поет романс Неморино из «Любовного напитка» Доницетти: Петербург – Северная Венеция. Но это лишь видение бедной Лизы, и появление истинного Германа совсем иное. Такие постмодернистские вкрапления органично входят в ткань спектакля, отличающегося продуманностью режиссуры и сценографии Маргариты Сташуленок. Театр «дописывает» повесть, сообщая, что Лиза после замужества завела в доме порядки графини. Современные приемы только подчеркивают замысел Пушкина.
«Борис Годунов» Мусоргского Центра оперного пения Галины Вишневской вызвал особые чувства. Спектакль игрался в Пушкинских горах, у стен Святогорского монастыря, в местах, где Пушкин писал свою трагедию. И артисты, и публика были этим воодушевлены. Вновь покорила сценография Валерия Левенталя, компактная, строгая и величественная благодаря иконостасу в форме креста, на фоне которого разворачивалась общая трагедия народа и царя. Спектакль не пострадал от переноса на другую сцену благодаря режиссуре Ивана Поповски. Выразителен хор, собирательный образ народа, гласом которого стал Юродивый - прекрасная актерская и вокальная работа Станислава Мостового. Руслан Розаев в партии Бориса Годунов показал мощь царя и слабость человека, совершившего преступление и полной мерой расплатившегося за него. Органично в трагический спектакль вошла сцена в корчме, в которой блеснули Евгений Плеханов (Варлаам), Савва Тихонов (Мисаил), Любовь Молина (Хозяйка).
Завершился фестиваль праздничным аккордом: в концертном исполнении прозвучала на итальянском языке опера Моцарта «Дон Жуан» в исполнении солистов Большого, Мариинского театров и Национальной оперы Эстонии. Оркестром Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата» дирижировал главный дирижер симфонического оркестра Псковской филармонии Геннадий Чернов.
Эти дни Псков и Пушкинские горы жили фестивалем, как это происходило и на предыдущих, что неудивительно. Фестиваль освящал гений места.