0
1658
Газета Культура Интернет-версия

13.02.2012 00:00:00

Был ли Китеж-то

Тэги: опера, китеж


опера, китеж Глядя на картинку, и не догадаешься, что речь о Китеже и Февронии...
Фото с сайта www.het-muziektheater.nl

То, что Черняков второй раз обратился к той же опере – к тому же «Китежу», ставшему 12 лет назад его прорывом, составившим ему имя, – неизбежно будет настраивать на сравнение, быть может, на ностальгию по утраченному – нашему! – «Китежу»... Если в питерском «Китеже» вдруг выплеснулось все, что режиссер копил за долгие годы «набирания опыта», выплеснулось и ошеломило своим многообразием, непривычностью, дерзостью, – то сейчас «Китеж» вроде бы обречен в восприятии распадаться на цепь «любимых мыслей», любимых героинь и героев, наконец, приемов. Стоило ли – если отбросить культрегерский пафос ознакомления западной публики с малоизвестным русским шедевром – возвращаться к «Китежу»?

Ознакомление состоялось, но именно ознакомление – работа по постижению музыки Римского-Корсакова дирижером Марком Альбрехтом проведена большая, но еще далеко до проникновенности, в которой может родиться своя интерпретация... В режиссуре же видны усилия приблизить происходящее западной аудитории – так, чтобы эта история была все-таки не про российское общество, по определению нестабильное, то есть чтобы она не выглядела тут экзотикой, не имеющей никакого отношения к здешней публике. «Под угрозой весь мир!» – сообщает Черняков в первых строках, на этот раз достигая в титрах такого уровня абстракции, что если бы «татары» предстали инопланетянами, никто бы не удивился. На деле так далеко он не идет, и «пустыня» Февронии сохраняет приметы заброшенной дачки, последнее прибежище китежан – ДК с облупленными стенками, а «татары» становятся хулиганами-рокерами, которых вздумал было использовать для своего путча презентабельный папик Бурундай (замечательная работа Владимира Огновенко), да только сам за это и поплатился. Он остается сидеть, окоченелый, вместе с предпочившими тихую смерть «китежанками». Сидеть в доме культуры, поскольку и сам он принадлежит этой отмирающей культуре, которая, видимо, и приводит в ужас рокеров, при виде всего этого быстро сматывающих удочки.

Черняков, как водится, последовательно низводит на землю наши душеспасительные мечты. Не только о том, что «Китеж» будет заново обретен (вся благостная развязка – лишь предсмертный бред Февронии, но и она за секунду до кончины возвращается из теплого рая – в оледенелый лес). Но и о том, что он, «Большой Китеж», вообще существовал. Скучившаяся в ДК толпа – эта ведь точно такие же люди, что секунду назад пошло веселились на фоне стойких железобетонных конструкций тоталитарного режима... Только тогда они были безвкусно разодеты с вьетнамского рынка, а в превращенном в госпиталь ДК носят больничную одежду... Единственное, кого здесь жалко терять – это сама Феврония. Восходящая звезда Базельской оперы Светлана Игнатович пополняет этой партией вереницу жертвенных героинь своего репертуара – Лиза, Мими, Чио-Чио-сан, Микаэла и, наконец, сестра Бланш из «Кармелиток»... Молодую солистку не зря приглашают на эти роли – в ней есть неподдельная наивность, просветленность, а насыщенные краски ее голоса не позволяют скатиться в сентиментальность. Обет брака выманивает загадочную затворницу обратно к людям; все рады: заступница, талисман вернулся в город. Одним этим психологическим нюансом Черняков отвечает на сложнейший вопрос: как так, только что глумящаяся, хохочущая под скабрезные шутки – над той же невестой – толпа превращается в славящий княгинюшку... народ! И тут тоже нет «двух народов» (хорошего и плохого), и тут тоже есть – внезапная конвертация в «братьев и сестер»... Хоть в этом случае – для жизни, не для смерти. Феврония предполагает в тех, кого встречает, – только хорошее, и именно это они из себя с готовностью извлекают. Все – кроме Гришки Кутерьмы.

Встреча с Гришкой судьбоносна; и сводит их друг с другом отнюдь не принцип «ложги дегтя в бочке меда». Отчаяние в Гришке – не дремлющее, на себе настаивающее. Джон Дашак, прошедший с Черняковом на «Хованщине» уроки полной страдания русской нирваны, виртуозен в том, как Гришка это отчаяние в себе разжигает – до предела бесчувственности.

Весь сюжет оперы Римского-Корсакова вроде и подсказывает: да, победи Феврония одного этого вот человека, и горе не постигло бы град Китеж. В черняковском же спектакле нам отказано в чуде не столько потому, что легендарное исчезновение Китежа – вполне однозначно массовое самоубийство, но и потому, что Феврония ох как далека от того, чтобы исполнить свое назначение на этой земле. В финале спектакля Гришка Кутерьма – не просто жалкий сумасшедший. Он убийца Февронии. И ее изнемогающее воображение напрасно ищет себе оправдания в райском видении, цель которого, конечно же, только одна: доказать себе, что и из загробного мира сможет еще она послать благую весть тому, кому она больше всего и была нужна, тому единственному, которого могла спасти, – все другие спаслись бы сами. Но не спасла. И отчаяние пошло гулять по оледенелому свету.

Амстердам


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1614
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1389
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1253
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
882

Другие новости