0
1368
Газета Культура Интернет-версия

09.02.2012 00:00:00

Обречены жить

Тэги: фестиваль, опера, премьера, казань


фестиваль, опера, премьера, казань Письмо уже написано.
Фото предоставлено пресс-службой Казанского театра оперы и балета

ХХХ Международный оперный фестиваль имени Шаляпина в Казани открылся событием незаурядным: премьерой оперы «Евгений Онегин» дирижировал Михаил Плетнев.

На поклонах дирижер – обычно крайне сдержанный в проявлении каких бы то ни было эмоций – казался довольным, за кулисами терпеливо (и, кажется, с удовольствием) фотографировался с артистами. У последних меж тем за плечами был труднейший марафон: Плетнев исполняет Чайковского на грани гениальности, но это дорого стоит певцам – медленные темпы вынуждают практически по слогам пропевать текст, лишают возможности дать фразу на одном дыхании. Впрочем, в контексте целого это не так уж сильно бросается в уши и солисты звучат достойно. Ибо оркестровая ткань – от первого вздоха контрабасов до последнего трагического тутти открывает «Онегина» – какого мы в столице еще не слышали. Партитура для дирижера словно алмаз изумительной огранки, который нужно неторопливо под лупой разглядывать и восхищаться. Вступление – не череда плаксивых вздохов, а скорее бесконечная «тристановская» вязь с оттенком вагнеровского Sehnsucht – томления, страждания, предчувствия любви, – которое постепенно, из картины в картину модулирует в отчаяние, пока в дуэте «Враги» не ударят фатальные литавры. И праздничный нарядный полонез петербургской картины уже овеян безысходностью (на сцене – Онегин против нарядных и суетливых будней Невского проспекта с красивыми парочками, бубликами и мальчишками-газетчиками), только в отличие от вагнеровских героев наши обречены жить дальше – Liebestod не будет (пусть режиссер Михаил Панджавидзе и устроил последнее объяснение в декорациях, отчаянно намекающих на сцену у Канавки из «Пиковой дамы»), будет абсолютная непроглядная тоска.

Кстати, две названные мизансцены – практически единственное отступление режиссера от классического «Онегина». По словам Панджавидзе, он сознательно делал традиционную постановку: во-первых, эта опера в Казани долгое время не шла, во-вторых, это не то сочинение, где, по его мнению, стоит экспериментировать. Поэтому на сцене в интерьерах усадьбы (художник Игорь Гриневич) варят варенье, пишут пером, чинятся перед соседями, порой, что греха таить, жаждут крови (Зарецкий с первых слов чует запах жареного и не дает улечься ссоре), закатывают глазки, картинно падают на стул и обмахиваются платочком и так далее и так далее. Татьяна (Амалия Гогешвили) – томная, Ольга (Елена Максимова) – веселая и поверхностная, Ленский (Сергей Скороходов) – пылкий, Онегин (Владимир Мороз) – снисходительный (но благородный). Как у Пушкина.

Казань–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1614
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1389
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1253
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
882

Другие новости