В то время как Эрмитаж демонстрирует в новом Атриуме на Дворцовой площади фрески древнего Геркуланума, оркестр музея под управлением дирижера Фабио Мастранжело представил публике что-то вроде музыкального Геркуланума. В Концертном зале Мариинского театра он исполнил программу итальянских симфонических произведений XIX-XX веков, практически незнакомых русской публике.
«Для всего мира итальянская музыка ассоциируется прежде всего с оперой, - говорит Мастранжело. - Я давно мечтал расширить эти представления, сыграть итальянские симфонические произведения, вернуть в концертную жизнь имена композиторов, заслоненных фигурами Вивальди, Верди, Пуччини».
На первый раз Мастранжело не стал пугать публику авангардом, а выбрал произведения, продолжающие традиции чувственного итальянского мелодизма. Он с удовольствием подчеркивал импрессионистскую игру тембров в симфонии, ноктюрне и вокальном цикле «Песни воспоминаний» Джузеппе Мартуччи, современника Верди, оттеняя звучный голос и четкую фразировку певицы Даниэллы Скиллачи.
Московский скрипач Павел Седов виртуозно и темпераментно исполнил концерт Марио Кастельнуово-Тедеско «Пророки», написанный для великого скрипача ХХ века Яши Хейфеца и представляющий образы библейских проповедников Иоанна, Павла и Илии.
Концерт для арфы с оркестром Нино Рота, известного в России лишь музыкой к фильмам Феллини, выразительно сыграла солистка оркестра Мариинского театра Софья Кипрская. Флейтистка Олеся Тертычная украсила программу грациозной пьесой Ферруччо Бузони. Певица Анастасия Снятовская представила поэму «Закат» Отторино Респиги и трудный вокальный цикл «Народные песни» Лучано Берио, составленный композитором из фольклорных напевов разнах стран в авторской обработке.
«Когда я обратился за поддержкой к Валерию Гергиеву, – рассказал Фабио Мастранжело, – он спросил: «А на сколько программ ты наберешь хорошей музыки?». Оказалось, ее можно набрать на годы и годы вперед».
Учитывая интерес публики, заполнившей Концертный зал Мариинского театра, «Итальянские вечера», возможно, не просто удачный проект энергичного дирижера, а начало нового направления деятельности оркестра «Эрмитаж», заявляющего о себе как о серьезном симфоническом коллективе.