Булез и Утида явно довольны совместным выступлением.
Фото автора
Перевалил за середину ежегодный форум в городе Моцарта, посвященный дню рождения композитора. В нем участвуют всемирно известные музыканты – дирижеры Марк Минковский, Иван Фишер, Рене Якобс, пианисты Даниэль Баренбойм, Андраш Шифф, Раду Лупу и многие другие. Премьера спектакля Саши Вальц Gefaltet и концерт Венского филармонического оркестра под управлением Пьера Булеза стали главными событиями первых дней фестиваля; одно – по статусу, другое – по факту.
В последние годы в концертах фестиваля музыка Моцарта и его эпохи сочеталась с шедеврами последнего столетия, позволяя публике воспринять классиков по-новому, обостряя ее слух и внимание. Но художественного руководителя форума Штефана Паули интересовала возможность встречи музыки Моцарта с современностью не только в концерте, но и на театральной сцене. С этой целью к Неделе Моцарта-2012 новый спектакль был заказан Саше Вальц, всемирно известному хореографу. В ее новой постановке Gefaltet (примерный перевод – «Складчатое») компанию Моцарту составил 47-летний француз Марк Андре, приглашенный композитор нынешнего фестиваля.
В спектакле на музыку Моцарта и Андре пианист, скрипачка, альтист и виолончелист постоянно находятся на сцене, участвуя наряду с танцорами в действии. Временами оно вполне увлекательно – то пианист пинает ногами золотую фольгу, то музыканты падают танцорам на руки, продолжая играть, то балерина заберется на рояль, посыпая музыкантов бумажным снегом. Однако цельного впечатления двухчасовое зрелище не производит, а идея диалога классики с современностью не срабатывает. Андре пока еще слишком близок к нам, чтобы его звуковые эксперименты можно было воспринять как продолжение дела Вольфганга Амадея. Как бы ни были талантливы артисты Саши Вальц, им нечего сказать в минуту, когда музыканты ударяют в смычки, начиная, к примеру, Дивертисмент Моцарта для струнного трио. Чтобы насладиться им сполна, не нужны ни труппа Вальц, чьи возможности все же небезграничны, ни рамка в виде музыки Марка Андре.
Событием большего значения стал концерт «венских филармоников» с Пьером Булезом. Хотя патриарху современной музыки скоро 87, предложенная им программа из сочинений Моцарта, Шёнберга и Стравинского звучала исключительно свежо. Вечер открыла «Музыка к сцене из фильма» Шёнберга, написанная для воображаемого кино, хотя это ничуть не тот случай, когда бы музыке не хватало видеоряда. Десятиминутную пьесу, программу которой автор описывает как «опасность – страх – катастрофа», оркестр сыграл, не скупясь на проявление эмоций, заостряя все углы этой маленькой трагедии. В Девятнадцатом фортепианном концерте Моцарта, напротив, бесстрастный внешне Булез добился от оркестра невероятной жизнерадостности. Правда, и для Булеза, и для солистки Мицуко Утиды центром вечера стало второе отделение, где звучали Фортепианный концерт Шёнберга и сюита из «Пульчинеллы» Стравинского. В Концерте – позднем сочинении Шёнберга – технические достижения композитора соединились с истинно романтической выразительностью. Утида преподнесла его как сочинение страстное и взволнованное, заслуживающее куда более частого исполнения. И как же контрастно по отношению к Концерту зазвучала сюита из «Пульчинеллы» – балета на основе музыки Перголези и его современников! Булез не случайно поставил рядом двух композиторов, много лет считавшихся антиподами, да еще и выбрав сочинение Стравинского, обращенное в далекое прошлое, что вызывало у Шёнберга злую иронию. Впрочем, оркеструя музыку XVIII века, Стравинский не оставил ее без необычных, колючих созвучий, которые могли бы принадлежать только ему, и солисты оркестра под управлением Булеза подчеркивали их с видимым удовольствием.
Зальцбург