0
2037
Газета Культура Интернет-версия

02.02.2012 00:00:00

Из пьесы слова не выкинешь

Тэги: театр, современник, премьера


театр, современник, премьера Английские рокеры в исполнении Михаила Ефремова и Марии Селянской.
Фото с официального сайта театра

В партере – Алла Пугачева с внуком Никитой, Андрей Макаревич, Сергей Капков, Наталья Селезнева с сыном, Сергей Каплевич, Игорь Кваша, Марина Неелова с мужем, директором правового департамента МИДа Кириллом Геворгяном, Валентин Гафт – вообще труппа «Современника» пришла на премьеру, кажется, в полном составе. Давали «Анархию». Пьесу Майка Пэкера об английских панк-рокерах в «Современнике» поставил наш рок-музыкант Гарик Сукачев.

Множество экранов, одни повешены горизонтально, другие сориентированы перпендикулярно по отношению к сцене, но вместе – когда это нужно художнику (сценография и костюмы – Андрей Шаров, видеографика – Владислав Володин) – выдают одну картинку. Тележка, перед нею – некий субъект, грузчик или подсобный рабочий в большом супермаркете, как выясняется через минуту, – Билли-Выкидыш, когда-то лидер анархо-панк-группы «Дисфункционалы» (Михаил Ефремов). Еще через минуту, как только начинается диалог Билли с Марком Фэсизом, бывшим гитаристом той же группы (Дмитрий Певцов), становится ясно, что предупреждение в программке («Внимание: ненормативная лексика»), можно было написать покрупнее, соответственно месту этой лексики в спектакле.

Марк собирает всех, их четверо, двоих оставшихся, Луис и Джона, играют Мария Селянская и Василий Мищенко. Хорошее предложение: американская компания, предлагаем им спеть старый хит для рекламного ролика, плюс – в Америке, живьем – на презентации новых пластиковых карточек. Билли долго отказывается, вызывая сочувствие и уважение у публики, хотя понятно, в жизни мало кому удается устоять перед соблазном. Но и он – соглашается, а в финале и вовсе предает товарищей, предпочитая всему сольную карьеру. В середине герои успевают пойти навстречу просьбе топ-менеджера корпорации «Свободная карта» (Ольга Дроздова) и обещают спеть «отредактированный» текст песни, в оригинале, конечно, малоцензурный. Поют свой вариант, попадают в полицию... И все время – много матерятся.

Придумана замечательная история: английскую пьесу про панк-рокеров, даже точнее – про конформизм вчерашних нонконформистов, ставит наш российский рокер. «Современник» доверил это дело Гарику Сукачеву, который, между прочим, совсем не любитель, четверть века назад он окончил Липецкое областное культурно-просветительное училище и получил диплом режиссера театра. И ситуация в России – подходящая. На каждом шагу те, в кого мы верили: уж он-то не пойдет на поклон, он им скажет, споет, – идут, поют на «их» партийных корпоративах, кланяются. А если поют вдруг что-то, что вызывает у всех прилив энтузиазма, мгновенно открещиваются от возможных подозрений: что вы, ничего оппозиционного, чистая лирика... Уже и Михаил Ефремов, гражданин поэт, вызывает смутные подозрения: он-то зачем едет выступать в Барвиху?.. Мы же верим в него, «как, может быть, не верили себе»!

История хорошая, и пьеса, в героях которой многие сидящие в зале узнавали когда-то гремевших в Европе, а в СССР, конечно, проклятых Sex Pistols, – наверное, хорошая, хотя до сих пор в России, мне казалось, не было принято так плотно материться в театре. После спектакля, поздравляя всех с премьерой, Леонид Ярмольник сказал: когда мы выпускали в «Современнике» премьеру «С наступающим!», сильно волновались, поскольку у Гармаша в монологе было одно слово – «б...», думали – выпустят спектакль или нет... В этом смысле «Анархия» – настоящий прорыв. Мама одного из главных исполнителей, мне рассказали, призналась, что за всю жизнь не слышала столько матерных слов, моя 13-летняя дочь, – что в школе не слышит столько за месяц, – в общем, любому, кто придет на премьеру, будет с чем сравнивать. До сих пор казалось, что в том числе и для таких экспериментов в театре несколько лет назад открыли Другую сцену, но... Наверное, время пришло. Пьеса – про нонконформистов, было сказано выше. Да. Встречаются два бывших музыканта из этих самых «Дисфункционалов», Марк с огромным трудом отыскал Билли. Говорит: «Я тебя даже в списках избирателей искал», – «Меня там нет, не за кого голосовать». Публика эту реплику пропустила, а первый смех и первые радостные аплодисменты были на мат, потом на «наср...ть». Театр, конечно, должен принимать любую публику, но любой ли радоваться?

Черт его знает.

Я сам матерюсь и не в первый раз слышу мат со сцены, но что-то такое мешает радоваться, слыша его в «Современнике», в том числе и оттого, что каждое слово выдается со вкусом, как бы преподносится, мат же – сильное средство, которому, конечно, надо как-то подыскивать... особый стиль игры, снимать эмоцию, как уже принято на «лабораторных» площадках Центра драматургии и режиссуры, Театра.doc, «Практики». Мат в английском языке звучит иначе, там другие традиции. Впрочем, Sex Pistols и их нарушали. Но в театре ведь не все передается «своими словами», не все, как в жизни. А в жизни художник спектакля радуется: «АНАРХИЯ. «Современник». Пи...ццц!!! Мы это сделали!!!» Чему он так рад?

Разве плохо играют актеры? В целом – по-моему, плохо. Слишком «жирно», Ефремов – лучше, естественнее – узнаваемее, можно сказать, его собственная природа в общем соответствует герою, хотя финальное превращение и предательство случаются вдруг, что в жизни случается, а в театре – все-таки нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
736
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
977
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
793
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
645

Другие новости