Петренко за пультом Росcийского национального.
Фото PhotoXPress.ru
Российский национальный оркестр выступил с двумя молодыми музыкантами – немецкой скрипачкой Арабеллой Штайнбахер и российским дирижером Василием Петренко. Очевидно, что они одни из тех, о ком музыкальная общественность будет говорить в ближайшие десятилетия.
Программа концерта была рассчитана на субботний вечер. Исполнение симфонической поэмы Сибелиуса «Дочь Севера» посвятили памяти «сына Севера» – финского дирижера Пааво Берглунда, который часто выступал с РНО. В остальной части программы звучал Прокофьев – Первый скрипичный концерт и фрагменты двух сюит из «Ромео и Джульетты».
Карьера Арабеллы Штайнбахер развивалась стремительно, причем скрипачке даже не пришлось покидать Германию: она училась в Мюнхене, выиграла на Международном конкурсе имени Йозефа Иоахима в Ганновере, после чего была совершенно справедливо замечена и поддержана на родине. Анне-Софи Муттер сделала ее стипендиатом своего фонда, через несколько лет Штайнбахер стала лауреатом немецкой премии «Эхо Классик» в номинации «Молодая артистка года». Это позволило ей играть со всеми приличными немецкими оркестрами – вплоть до лейпцигского «Гевандхауса», ну а одно из первых европейских выступлений – в Париже с Филармоническим оркестром радио Франции – сделало из нее молодую звезду, которой покорились уже и Туманный Альбион, и Новый Свет, и престижная азиатская часть – Токио и Шанхай.
Штайнбахер не принадлежит к скрипачкам-спортсменкам. Техника у нее и правда отменная, и все «углы» прокофьевского концерта (а композитор впервые писал для скрипки) обошла без усилий. Но, к счастью, она почувствовала и нетрадиционную для концертного жанра мягкую лирику – крайние части Прокофьев написал в медленном темпе, контрастирует с ними скерцо Vivacissimo. Но вот чтобы почувствовать природу этой самой прокофьевской лирики – не задушевной, но щемящей, – Арабелле не хватило опыта, это, надо признать, уже высший пилотаж. Но те моменты, когда скрипачка вместе с оркестром концентрировались на тембровой палитре партитуры, когда они создавали не звук, а словно призрак звука, завораживали.
Василий Петренко – наш соотечественник с «европейской пропиской». В свои 35 он успел поработать в родном Санкт-Петербурге (в «Зазеркалье», Михайловском театре и главным дирижером Санкт-Петербургского симфонического оркестра), а затем возглавить Королевский филармонический оркестр Ливерпуля – всего лишь через полгода работы там главным приглашенным. Со всеми вытекающими подробностями (следующими за хорошей работой, разумеется): контракт продлен до 2015 года, статус почетного жителя города и почетного доктора местного университета, всевозможные (престижные!) музыкальные премии, постоянное присутствие на страницах Gramophone, гастроли и ангажементы по всему миру – от Австралии до Америки. А в 2013 году он станет главным дирижером Филармонического оркестра Осло.
С российскими или, точнее, столичными оркестрами Петренко выступает нечасто, но все-таки успел поработать и с Госоркестром, и с Национальным филармоническим, с оркестром Московской филармонии. С Российским национальным выступает не впервые. У дирижера очень хорошая школа и хватка – в этом, наверное, и есть секрет его успеха. Слышно, что он отлично знает партитуру и у него есть контакт с оркестром, в результате ему можно доверить любой оркестр с любой программой и не сомневаться в успехе. Единственное, чего ему не хватило в этот раз, – пожалуй, смелости интерпретации. Современному избалованному слушателю уже, увы, недостаточно крепкой чистой игры, хочется, чтобы цепляла индивидуальность исполнителя, но это тоже признак высшего пилотажа – есть к чему стремиться, так даже интереснее.