Открывшаяся в 2010-м галерея Станислава Уйбы и Ксении Подойницыной делит небольшое здание в Пуговишниковом переулке с мастерской скульптора Виталия Левина. Выставками она занялась минувшей осенью. Нынешний проект озаглавлен «Путешествовать. Промежуточные впечатления» и во главу угла ставит вопрос взгляда в искусстве, ведь «если повседневность - коммуникативный ландшафт, то видеть - означает путешествовать». Примет ли к размышлению такие впечатления посетитель - вопрос спорный.
В кейсе-«депозитарии» - нечеткие фото на гнутых пластинах. Монохромные снимки, «Fade out» Наталии Зинцовой, - вариации на тему автомобильных стекол, а может, многократно увеличенных линз очков, - застыли стоп-кадрами повседневности. Смотришь их на просвет, как рентгеновский снимок потускневшей повседневности, просвечивающей сквозь серый фильтр. От них взгляд «поплыл» к видео-«Озеру» Марии Харитоновой, где и путешествующие на лодочке, и остающиеся недвижными берега, и утекающая вода медленно, но настойчиво перевоплощаются в абстракцию, дигитальную картинку с «щербатыми» пикселями. Кажется, случись решительный порыв ветра, и все это смазалось бы в абстракцию другую - наподобие экспрессивных картин Герхарда Рихтера. В «Озере» жизнь, картина жизни - сейчас здесь, и вот уже утекает сквозь пальцы, расплывается, когда ее отпускает расфокусированный взгляд. Неподалеку - коллажи «наоборот» Михаила Толмачева. Фотосерия «Мертвые не рассказывают никаких сказок» наводит резкость на ошибки системы IED (самодельных взрывных устройств), жертвами которых в 2010-м стали три с лишним тысячи военных. Принцип коллажа сработал здесь от противного - не на прибавление, но на изъятие, когда остались искореженные машины, а контекст, обстоятельства, исчезли, будто стерлись из памяти.
Ко всем образам прилагаются комментарии, и тут целое неумолимо разваливается. Уткнувшись в 14 голубых и серых квадратиков-фотографий, вряд ли вспомнишь «абсолютную даль» неба, впиваясь в которую, взгляд оказывается «ни там, ни тут», как то внушает экспликация к «5:08» Сергея Огурцова (он же - куратор выставки). Почему 14, отчего они должны ассоциироваться со временем, которое в момент ожидания уравнивается в правах с пространством? Нет ответа. Такой геометрической абстракции авторская «объяснительная» послужила ненужным костылем: вроде должен помогать, а на деле ходить мешает. Или как абстрактная фломастерная сетка Юлии Ивашкиной соотносится с «разрушением образа-видимости и рождением образа-знания»? «Промежуточные впечатления» состоят во многом из интересных работ и умно написанных пояснений, только поют они не в унисон. Слова избыточны, в них заложено то, что частенько не считывается визуально. Спору нет, образы, согласно давнишнему предложению Умберто Эко, - «открытое произведение», в создание которого равноправно и с энтузиазмом включается зритель. А вот от кураторской концепции ждешь вопросов, провокаций, но не недопроявленности, оставляющей посетителя один на один с недоумением, что же здесь делают вместе все эти хорошие люди┘
С другой стороны, в принципе важно, что около Комсомольского проспекта, в месте, не избалованном contemporary art, ожила новая площадка - не только выставочная, но и дискуссионная, поскольку случаются здесь и круглые столы. Вероятно, будущие проекты окажутся слаженнее, тем более, что показ - отправная точка трилогии. За замысловатым названием («Нелокальные опытные модели») - попытка выяснить отношения зрителя с произведением.
На этот «путешествующий» раз модели мира даны в ассортименте, правда, показ напоминает репетицию оркестра, где каждый играет соло, а дирижер, вероятно, позабывший где-то партитуру, берет первую скрипку и тоже думает о своем. Индивидуальный взгляд на мир может раскрыть неведомую/невидимую вселенную, если от метода делает следующий шаг, объясняя, зачем ему кровь из носу надобно именно так. Промежуточность впечатлений, по словам Сергея Огурцова, мимолетна и должна связывать «взгляды и мысли». Вот этого шага, связующей нити недостает такой фрагментированной реальности. В расхожем афоризме Сьюзан Зонтаг интерпретация звалась «местью интеллекта искусству». Как раз тот случай - комментарии не в ладах с образами, а куратор их не примирил.