0
1205
Газета Культура Интернет-версия

23.01.2012 00:00:00

Отфильтрованные будни

Тэги: выставки


Открывшаяся в 2010-м галерея Станислава Уйбы и Ксении Подойницыной делит небольшое здание в Пуговишниковом переулке с мастерской скульптора Виталия Левина. Выставками она занялась минувшей осенью. Нынешний проект озаглавлен «Путешествовать. Промежуточные впечатления» и во главу угла ставит вопрос взгляда в искусстве, ведь «если повседневность - коммуникативный ландшафт, то видеть - означает путешествовать». Примет ли к размышлению такие впечатления посетитель - вопрос спорный.

В кейсе-«депозитарии» - нечеткие фото на гнутых пластинах. Монохромные снимки, «Fade out» Наталии Зинцовой, - вариации на тему автомобильных стекол, а может, многократно увеличенных линз очков, - застыли стоп-кадрами повседневности. Смотришь их на просвет, как рентгеновский снимок потускневшей повседневности, просвечивающей сквозь серый фильтр. От них взгляд «поплыл» к видео-«Озеру» Марии Харитоновой, где и путешествующие на лодочке, и остающиеся недвижными берега, и утекающая вода медленно, но настойчиво перевоплощаются в абстракцию, дигитальную картинку с «щербатыми» пикселями. Кажется, случись решительный порыв ветра, и все это смазалось бы в абстракцию другую - наподобие экспрессивных картин Герхарда Рихтера. В «Озере» жизнь, картина жизни - сейчас здесь, и вот уже утекает сквозь пальцы, расплывается, когда ее отпускает расфокусированный взгляд. Неподалеку - коллажи «наоборот» Михаила Толмачева. Фотосерия «Мертвые не рассказывают никаких сказок» наводит резкость на ошибки системы IED (самодельных взрывных устройств), жертвами которых в 2010-м стали три с лишним тысячи военных. Принцип коллажа сработал здесь от противного - не на прибавление, но на изъятие, когда остались искореженные машины, а контекст, обстоятельства, исчезли, будто стерлись из памяти.

Ко всем образам прилагаются комментарии, и тут целое неумолимо разваливается. Уткнувшись в 14 голубых и серых квадратиков-фотографий, вряд ли вспомнишь «абсолютную даль» неба, впиваясь в которую, взгляд оказывается «ни там, ни тут», как то внушает экспликация к «5:08» Сергея Огурцова (он же - куратор выставки). Почему 14, отчего они должны ассоциироваться со временем, которое в момент ожидания уравнивается в правах с пространством? Нет ответа. Такой геометрической абстракции авторская «объяснительная» послужила ненужным костылем: вроде должен помогать, а на деле ходить мешает. Или как абстрактная фломастерная сетка Юлии Ивашкиной соотносится с «разрушением образа-видимости и рождением образа-знания»? «Промежуточные впечатления» состоят во многом из интересных работ и умно написанных пояснений, только поют они не в унисон. Слова избыточны, в них заложено то, что частенько не считывается визуально. Спору нет, образы, согласно давнишнему предложению Умберто Эко, - «открытое произведение», в создание которого равноправно и с энтузиазмом включается зритель. А вот от кураторской концепции ждешь вопросов, провокаций, но не недопроявленности, оставляющей посетителя один на один с недоумением, что же здесь делают вместе все эти хорошие люди┘

С другой стороны, в принципе важно, что около Комсомольского проспекта, в месте, не избалованном contemporary art, ожила новая площадка - не только выставочная, но и дискуссионная, поскольку случаются здесь и круглые столы. Вероятно, будущие проекты окажутся слаженнее, тем более, что показ - отправная точка трилогии. За замысловатым названием («Нелокальные опытные модели») - попытка выяснить отношения зрителя с произведением.

На этот «путешествующий» раз модели мира даны в ассортименте, правда, показ напоминает репетицию оркестра, где каждый играет соло, а дирижер, вероятно, позабывший где-то партитуру, берет первую скрипку и тоже думает о своем. Индивидуальный взгляд на мир может раскрыть неведомую/невидимую вселенную, если от метода делает следующий шаг, объясняя, зачем ему кровь из носу надобно именно так. Промежуточность впечатлений, по словам Сергея Огурцова, мимолетна и должна связывать «взгляды и мысли». Вот этого шага, связующей нити недостает такой фрагментированной реальности. В расхожем афоризме Сьюзан Зонтаг интерпретация звалась «местью интеллекта искусству». Как раз тот случай - комментарии не в ладах с образами, а куратор их не примирил.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд уравнивает граждан по размеру компенсаций

Верховный суд уравнивает граждан по размеру компенсаций

Екатерина Трифонова

Средний размер выплат за моральный вред составляет около 200 тысяч рублей

0
614
Иноагентам обещают заочные судебные процессы

Иноагентам обещают заочные судебные процессы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Отдельным видом преступления против государства станет финансирование диверсий

0
695
Деятельность французского Независимого института философии признана нежелательной в РФ

Деятельность французского Независимого института философии признана нежелательной в РФ

0
472
В МВД сообщили о статистике выдачи статуса репатрианта

В МВД сообщили о статистике выдачи статуса репатрианта

0
377

Другие новости