Зрители сидят буквально на головах у актеров...
Фото с официального сайта театра «Глобус»
Международный Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске проводится театром «Глобус» всегда с размахом и дает представление о том, что есть лучшее на сегодня в нашем театре. В декабрьскую афишу теафорума вошли и «Будденброки» РАМТа, и «Дядя Ваня» Театра им. Евг. Вахтангова. Однако для «Глобуса» было всегда важно выпускать собственные спектакли, которые бы входили в репертуар, что называется, на равных с именными постановками прославленных театров. Привлекая и столичную, и собственную молодую режиссуру, театр и на этот раз представил впечатляющую и в этой части программу. Один из спектаклей, здесь поставленных, уже отобран экспертами «Золотой маски» и будет показан в Москве. Речь идет о работе Марата Гацалова, который выбрал для малой сцены пьесу современного американского драматурга Трейси Леттса «Август: графство Осейдж».
В Новосибирске Марат Гацалов поставил американскую пьесу о семье, о распаде родовых связей и как режиссер предстал в новом качестве, поскольку его интерес сдвинулся в сторону общих вопросов: жизни семьи, шире – рода.
Перефразируя английскую пословицу, можно сказать, что в семье Уэстон есть в шкафах только скелеты, но нет детских игрушек, несмотря на то что главная героиня Вайлет Уэстен – мать трех взрослых дочерей, больная раком, наркоманка, катается иногда на детском самокатике, видавшем виды. Кажется, на нем катались в детстве не ее дочки, не она сама, а ее бабушка и дедушка.
Гацалов через американский текст вглядывается в то, что есть современная семья, не только и не столько в штате Охлакома. Три сестры – поклон А.П.Чехову – несчастны: одну, Барбару (Светлана Галкина), бросает муж, другая собирается замуж, но понятно, что новый избранник падок на женский пол и ничего хорошего Карен (Светлана Прутис) не ждет. Третья Айви (Елена Гофф), наконец-то, встретила и полюбила человека и таит от всех в секрете, кто же он.
Поводом для съезда всей семьи становится встревожившее всех событие: пять дней, как из дома исчез отец.
В спектакле идет долгая, вязкая фолкнеровская экспозиция. Взнервленные разговоры матери с дочерьми, дочерей с мужьями, бой-френдами грозятся перерасти в скандалы, но глохнут в этом большом доме, где окна занавешены и всегда темно. Дом разваливается и в буквальном смысле: мать говорит, что надо менять фундамент. Однако фундамент и в переносном смысле самой семьи невозможно укрепить, основа дома прогнила настолько, что каждый глубоко обречен на несчастье.
Малую сцену «Глобуса» на этот раз сценограф (Алексей Лобанов) и режиссер превратили в дом со множеством комнат, которые обозначены не павильоном, а как бы переведены в плоскость. Вот тут сбоку ванная, а в центре большой обеденный стол, тут самокатик, там в углу уединенный диван, а в другом углу кабинет отца. К зрителю приближен старый телевизор. Все на ладони. Бытование семьи Уэстон в доме штата Оклахома графства Осейдж можно разглядеть. Зрителей даже рассаживают по бокам сцены. Мы оказываемся запертыми в этом доме, мы внутри самой истории, ее соглядатаи.
Многое из того, что на сцене, укреплено, обложено камнями, что создает какой-то особый эффект, словно происходящее выдернуто из сегодняшнего дня и обращено к темной древности. Эти камни, как зубы динозавров, выглядывают из земли, и каждому грозит быть оцарапанным. Вместе с этой отсылкой к праистории есть другое: вглядывание в подробность быта и бытия, в чем видится ключ к постановке этой мощной пьесы.
Тяжелая и мрачная прелюдия спектакля все-таки разразится семейным скандалом, которые, как правило, случаются за общим обедом, точнее, когда все соберутся вместе. В этой блестящей сцене, прежде всего благодаря игре Людмилы Трошиной в роли Вайлет Уэстон, выплеснется наружу часть правды – той правды в семье, которую все знают, но не решаются сказать вслух. Ее характеристики будут беспощадны. И хотя по тексту Вайлет наркоманка, актриса не педалирует это физическое состояние. Кажется, она давно живет в каком-то странном полусне, кажется, что она пережила какую-ту драму задолго до того, как видит своих дочерей глубоко несчастными. Есть что-то еще, спрятанное в ее душе, тот скелет, который она боится достать. И даже смерть мужа не есть самое драматичное обстоятельство ее жизни.
Младшая дочь Айви, единственная, что осталась в доме, надеется на свое запоздалое женское счастье. Но почему-то кажется, не видать ей этого самого счастья. Сумерки сгущаются. Открывается последняя страшная тайна семьи. Малыш Чарли (Юрий Буслаев), которого полюбила Айви, сын сестры матери, оказывается не кузеном, а родным братом. Исступленная надежда вырваться из графства Осейдж оборачивается не только крушением всех надежд, но открытием той убийственной правды, которая окончательно рвет родовые связи семейства Уэстон.
Новосибирск–Москва