0
1647
Газета Культура Интернет-версия

16.01.2012 00:00:00

Явное и тайное семьи Уэстон

Тэги: новосибирск, фестиваль, театр


новосибирск, фестиваль, театр Зрители сидят буквально на головах у актеров...
Фото с официального сайта театра «Глобус»

Международный Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске проводится театром «Глобус» всегда с размахом и дает представление о том, что есть лучшее на сегодня в нашем театре. В декабрьскую афишу теафорума вошли и «Будденброки» РАМТа, и «Дядя Ваня» Театра им. Евг. Вахтангова. Однако для «Глобуса» было всегда важно выпускать собственные спектакли, которые бы входили в репертуар, что называется, на равных с именными постановками прославленных театров. Привлекая и столичную, и собственную молодую режиссуру, театр и на этот раз представил впечатляющую и в этой части программу. Один из спектаклей, здесь поставленных, уже отобран экспертами «Золотой маски» и будет показан в Москве. Речь идет о работе Марата Гацалова, который выбрал для малой сцены пьесу современного американского драматурга Трейси Леттса «Август: графство Осейдж».

В Новосибирске Марат Гацалов поставил американскую пьесу о семье, о распаде родовых связей и как режиссер предстал в новом качестве, поскольку его интерес сдвинулся в сторону общих вопросов: жизни семьи, шире – рода.

Перефразируя английскую пословицу, можно сказать, что в семье Уэстон есть в шкафах только скелеты, но нет детских игрушек, несмотря на то что главная героиня Вайлет Уэстен – мать трех взрослых дочерей, больная раком, наркоманка, катается иногда на детском самокатике, видавшем виды. Кажется, на нем катались в детстве не ее дочки, не она сама, а ее бабушка и дедушка.

Гацалов через американский текст вглядывается в то, что есть современная семья, не только и не столько в штате Охлакома. Три сестры – поклон А.П.Чехову – несчастны: одну, Барбару (Светлана Галкина), бросает муж, другая собирается замуж, но понятно, что новый избранник падок на женский пол и ничего хорошего Карен (Светлана Прутис) не ждет. Третья Айви (Елена Гофф), наконец-то, встретила и полюбила человека и таит от всех в секрете, кто же он.

Поводом для съезда всей семьи становится встревожившее всех событие: пять дней, как из дома исчез отец.

В спектакле идет долгая, вязкая фолкнеровская экспозиция. Взнервленные разговоры матери с дочерьми, дочерей с мужьями, бой-френдами грозятся перерасти в скандалы, но глохнут в этом большом доме, где окна занавешены и всегда темно. Дом разваливается и в буквальном смысле: мать говорит, что надо менять фундамент. Однако фундамент и в переносном смысле самой семьи невозможно укрепить, основа дома прогнила настолько, что каждый глубоко обречен на несчастье.

Малую сцену «Глобуса» на этот раз сценограф (Алексей Лобанов) и режиссер превратили в дом со множеством комнат, которые обозначены не павильоном, а как бы переведены в плоскость. Вот тут сбоку ванная, а в центре большой обеденный стол, тут самокатик, там в углу уединенный диван, а в другом углу кабинет отца. К зрителю приближен старый телевизор. Все на ладони. Бытование семьи Уэстон в доме штата Оклахома графства Осейдж можно разглядеть. Зрителей даже рассаживают по бокам сцены. Мы оказываемся запертыми в этом доме, мы внутри самой истории, ее соглядатаи.

Многое из того, что на сцене, укреплено, обложено камнями, что создает какой-то особый эффект, словно происходящее выдернуто из сегодняшнего дня и обращено к темной древности. Эти камни, как зубы динозавров, выглядывают из земли, и каждому грозит быть оцарапанным. Вместе с этой отсылкой к праистории есть другое: вглядывание в подробность быта и бытия, в чем видится ключ к постановке этой мощной пьесы.

Тяжелая и мрачная прелюдия спектакля все-таки разразится семейным скандалом, которые, как правило, случаются за общим обедом, точнее, когда все соберутся вместе. В этой блестящей сцене, прежде всего благодаря игре Людмилы Трошиной в роли Вайлет Уэстон, выплеснется наружу часть правды – той правды в семье, которую все знают, но не решаются сказать вслух. Ее характеристики будут беспощадны. И хотя по тексту Вайлет наркоманка, актриса не педалирует это физическое состояние. Кажется, она давно живет в каком-то странном полусне, кажется, что она пережила какую-ту драму задолго до того, как видит своих дочерей глубоко несчастными. Есть что-то еще, спрятанное в ее душе, тот скелет, который она боится достать. И даже смерть мужа не есть самое драматичное обстоятельство ее жизни.

Младшая дочь Айви, единственная, что осталась в доме, надеется на свое запоздалое женское счастье. Но почему-то кажется, не видать ей этого самого счастья. Сумерки сгущаются. Открывается последняя страшная тайна семьи. Малыш Чарли (Юрий Буслаев), которого полюбила Айви, сын сестры матери, оказывается не кузеном, а родным братом. Исступленная надежда вырваться из графства Осейдж оборачивается не только крушением всех надежд, но открытием той убийственной правды, которая окончательно рвет родовые связи семейства Уэстон.

Новосибирск–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1082
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1056
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
1021
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
972

Другие новости