Юрий Петрович Любимов решил покинуть им же и созданный Театр на Таганке.
Фото РИА Новости
Безусловное ноу-хау нынешнего года – театральные конфликты, в них самих, разумеется, нет ничего нового, это как семейные ссоры, приметы которых, вероятно, можно обнаружить еще до рождения институтов семьи и государства, новизна в том, что восставшие труппы во всех случаях – часть, где-то большая, где-то меньшая, – добивались своего, то есть освобождения от оков, связывавших эти театры с художественными руководителями.
Часть труппы Театра имени Маяковского добилась, что Сергей Арцибашев написал заявление об уходе, то вялотекущая, то бурная борьба труппы Театра имени Станиславского против Александра Галибина закончилась полной и безоговорочной победой именно протестантов во главе с народным артистом России Владимиром Кореневым. Труппа Театра на Таганке довела конфликт с Юрием Любимовым до того, что худрук и директор Таганки 93-летний патриарх Юрий Петрович Любимов тоже решил покинуть театр, им же и созданный в 1964 году. Кстати, до сих пор театр продолжает зарабатывать на жизнь, и славу, и любовь, играя спектакли, поставленные Любимовым. Других в афише Таганки практически и нет. Первый вышел накануне Нового года и привел зрителей в ужас, правда, не всех.
Итог: через два месяца после ухода Арцибашева в Маяковку привели нового директора Евгению Куриленко и нового худрука Миндаугаса Карбаускиса, в Станиславского новым худруком назначили Валерия Беляковича, а нового директора привели еще при Галибине – Сергея Сосновского, на Таганке до октября 2012 года всю полноту власти доверили Валерию Золотухину. Все три случая свидетельствуют пока о том, что революционные процессы легче начать, чем вернуться к мирной жизни. В Театре Маяковского теперь худрук не может найти общий язык с директором, и в Департаменте культуры уже подыскивают такого, который сможет наладить рабочий ритм в театре и устроит Карбаускиса; Белякович от директора, который достался ему в наследство, в конце года тоже освободился и привел своего – из Театра на Юго-Западе, на Таганке; по словам руководителя Департамента культуры Сергея Капкова, часть труппы уже недовольна желанием Золотухина почистить репертуар. То есть итог всех конфликтов отложен на неопределенное время, что свидетельствует о решении косметических проблем, но не системного кризиса. Именно системный кризис проявился во всех трех историях: репертуарные театры получают нового худрука, с которым заключается срочный договор на год, иногда на два – на три, в то время как актеры все почти трудятся в штате, то есть гарантированы от каких-либо потрясений, часто творческих в том числе. Так что «первые ласточки» вряд ли станут последними.