Сокуров признателен Венецианскому жюри.
Фото Reuters
Если смотреть на то, как было представлено наше кино на крупнейших мировых фестивалях, то год прожит не зря. Во втором каннском конкурсе «Особый взгляд» участвовали Бакур Бакурадзе с фильмом «Охотник» и Андрей Звягинцев с «Еленой» – последний получил из рук председателя жюри Эмира Кустурицы специальный приз. Ну а главным достижением можно считать Гран-при 68-й Венецианской мостры – на «Золотого льва» потянул «Фауст» нашего классика Александра Сокурова.
Это заключительная часть грандиозной тетралогии мастера, начатой «Молохом», продолженной картинами «Телец», «Солнце» и, вот, завершенной композицией по гетевскому шедевру. «Фауст» из них (как, впрочем, и из всех фильмов Сокурова) – самый масштабный и дорогостоящий. В работе было задействовано огромное количество людей из разных стран. Форма картины удивительна, не похожа ни на что другое. Ну а философия – самой высшей пробы. Сюжет о купле-продаже души не выходит из разряда актуальных, только сегодня видится в другом ракурсе: «Душу теперь не продать, и не пытайтесь. Покупателей уже нет!» – заявил в Венеции Александр Николаевич, и это его заявление сильно подействовало на аудиторию. Вообще члены жюри позже признались, что в решении по поводу главного приза были единодушны. «Фауст» – из тех фильмов, что меняют человека», – поделился своим впечатлением председатель судейской команды, успешный и сравнительно молодой американский режиссер Даррен Аронофски.
Сокурова лично поздравил с победой премьер-министр Владимир Путин – и тогда был резон ожидать невероятно широкого и оперативного проката фильма в России. Но шли недели, месяцы, а премированной в Венеции картины в наших кинотеатрах так и не оказывалось. Удивительное дело. «Бой с тенью» идет, «Высоцкий» вышел под фанфары Первого канала. «Елки-2» в каждом мультиплексе поджидают хмельную новогоднюю публику. А «Фауста» все нет. Доводилось слышать, что прокатчики от работы с картиной резиново уклоняются – она, мол, сложная, неформатная, практически вся на немецком. Тут бы и применить особый ресурс, настойчиво посоветовать прокатчикам поддержать обласканный на Лидо фильм. Но в итоге команда занимается прокатом сама. По последним данным, фильм должен выйти на экраны в конце января 2012-го, копий смогут напечатать не больше 100 (для сравнения: средний американский боевик выпускается обычно у нас на 300 копиях). Убеждая премьера вмешаться в ситуацию с «Ленфильмом», Сокуров больше преуспел, чем в надежде своевременно показать соотечественникам свою масштабную работу.