Владимир Меньшов недоумевает...
Фото РИА Новости
Полыхнуло в сентябре, когда председатель российского Оскаровского комитета Владимир Меньшов публично подверг критике и Никиту Михалкова (за то, что не постеснялся выдвигать свою картину «Утомленные солнцем-2: Цитадель» на «Оскар», будучи сам членом комитета), и своих коллег – за то, что проголосовали за картину. «По какой причине мы выдвигаем «Цитадель» на «Оскара»? – недоумевал Владимир Валентинович. – Картина получила по полной от критиков, ее не принял зритель – второе даже важнее. Так о какой же обратной связи с обществом мы, члены комитета, можем говорить, если посылаем ее на «Оскар»?»
История мгновенно повлекла экспресс-расследования: кто состоит в комитете, по каким правилам он вообще устроен и функционирует. Заговорили, что нужен новый комитет – прозрачный, содержащий представителей всех цехов, сил и групп пестрого киносообщества. Каждый считал своим долгом высказаться, собирались пресс-конференции, писались коллективные письма. В какой-то момент забрезжила надежда, что действительно соберется «народное вече», на котором пошумят-пошумят, да и выстрадают приемлемый принцип формирования пресловутой комиссии по выдвижению российских фильмов на приз Американской киноакадемии. Но, кажется, пар вышел быстро и со свистом. В один прекрасный день сошлись в Минкульте те, кого предложил позвать на совещание Михалков, да порешили быстренько, что оскаровская комиссия будет состоять из лауреатов и номинантов на премию «Оскар» от России, а также победителей кинофестивалей класса «А», то есть заседать в ней будут только режиссеры и продюсеры, о представительстве делегатов всех кинематографических цехов можно забыть. Председателем избрали опять Меньшова – кстати, по предложению Михалкова. Меньшов предложение принял.
А пока история эта тянулась, протокол скандального заседания комитета, не подписанный Меньшовым, подписал режиссер Владимир Наумов, президент Академии кинематографических искусств и наук, при которой, как все же стало понятно, существует российская оскаровская комиссия. Таким образом, «Утомленные солнцем-2» все же стали российским фильмом – претендентом на «Оскар». Уточним: картина приняла участие в первом «забеге», а попадет ли она в шорт-лист из пяти картин – узнаем 24 января, когда будут названы фильмы-номинанты в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Церемония вручения наград Американской киноакадемии состоится 26 февраля 2012 года.
Бесславно затухший «оскаровский» скандал никаких открытий относительно нашего киносообщества не принес, только еще раз высветил раздрай, взаимную усталость кинематографистов разных поколений и устремлений друг от друга, полную неспособность договориться, установить хоть какие-то общие правила игры. Мечта о консенсусе пока остается мечтой.