В фокусе – Диана Вишнева.
Фото предоставлено пресс-службой МДФ
Конкурс Московского дома фотографии, нацеленный на создание фотолетописи современной Москвы и на поиск новых фотографов, по традиции «копает» в трех направлениях: «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица». Авторы не подписаны, хотя иногда их нетрудно угадать, – только название серии и номер. Из присланных 12 тыс. заявок отобрали 5 тыс., 1 тыс. из них теперь в Манеже и ждет голосования за приз зрительских симпатий, поскольку жюри уже собиралось и главных победителей знает – их огласят в конце января. Каждый раз обычно бывает урожайным на одну номинацию, другая же оказывается провальной – так и сейчас.
Многие из года в год наблюдающие «Камеру», то и дело сетуют на беспроблемность московской фотохроники. Поскольку конфликтами у нас второй год пестрят последние листы календаря – впрочем, может, и не в связи с этим, – дедлайн приема заявок отодвинули аж до 7 декабря. Остроты добавилось – утомительно-длинную вереницу неравноценных репортажей встряхивают снимки с митингов, сами по себе то кричащие, то молчаливые, но с людьми, не намеренными лишаться права голоса. «События» стали главной конкурсной линией.
Большой Каменный мост и Болотную с наводнившими их протестующми объектив «рыбий глаз» превращает то в полукружие, то в круг. Тут пол-Москвы или полвселенной? Фото агентства «Ридус» давно разошлись по СМИ, но снова впечатляют. Снимки «Акции 31» лаконизмом композиции походят на плакат: из толпы выделяется один, сложивший ладони рупором, или вот поверх фуражек полицейских тянется рука с листком «31». Показали Тихонова–Хасис в зале суда. Вспомнили Манежную, «Русский марш» и «Левый фронт». Понаблюдали за очередью к поясу Богородицы. «Реанимировали» смог 2010-го – зачем, непонятно, уж сколько им надышались на прошлом конкурсе. Наконец, фокус повседневности навели на «гаражистов» – тут речь именно о срежиссированной серии с главками-эпизодами об эдакой субкультуре. Маленькие люди большого города и в шахматы играют на шине, и на крышах загорают, и Путин у них по TВ идет непрерывным фоном. А еще, раз будни немыслимы без рекламы, нате вам «Все проходит, и это пройдет» с Пушкиным на фоне киноафиши «Москва, я люблю тебя» или постера «Отказаться быть первым? Не дождетесь!». Наше всё на фоне всего нашего.
«Камера» давно обрисовала круг сюжетов, без которых – с поправкой на дату и антураж – не обходится ни один год. Кстати, несмотря на поиск молодых, именитые фотографы «Серебряную камеру» не оставляют – скажем, Георгий Первов с завидным постоянством поставляет сюда серии с «расширением» totalrealism. Так вот, темы прежние. Социальные язвы воспалены – ветераны, которых остается все меньше, старики в хосписах и дети в реабилитационных центрах. Другая, параллельная жизнь идет своим чередом – на бульварах отрывается молодежь (к счастью, на сей раз обошлось без набивших оскомину оголтелых выпускников), в метро втискиваются уставшие до агрессии серые лица, по квартирам кучкуется богема, в муках рожают в роддомах, испытывают космическую технику в лабораториях, ходят на парады 9 Мая. Все это существует в окружении больших, как новый grand art, поданных строек – попутно бросив взгляд на архитектуру прошлого, а оттуда на трудно отличимые друг от друга окраины.
С «Архитектурой», в общем, совсем тоскливо. Обшарпанный и заиндевелый «Город ЗИЛ», снятые a la панорамы Александра Гронского виды замкадья, сюда вкрапляется конструктивизм Мельникова, и глядит укором лужковской архитектуре цикл «Склады внеземных цивилизаций». Появился Большой зал консерватории перед открытием – логично бы продолжить Большим театром, но его не видно. Есть эстетская «Подземная Москва» со всякими малоприятными туннелями, подсвеченными и снятыми, будто для голливудского блокбастера. Наконец, имеется «Забытое кольцо Москвы», а там фронтально увиденный ДК «Железнодорожник» – похоже глядел на кинотеатры обладатель прошлогоднего спецприза Леонид Комиссаров, а до него архитектуру снимал Влад Ефимов. Но нового кирпича в стену «Архитектуры» не положили.
В «Лицах» запомнится в первую очередь одно – с «необщим выраженьем». Прощающийся с Таганкой Юрий Любимов – лицо с чувством собственного достоинства. «Людей теряют только раз┘» – тут не первый, но видно, уже последний. Еще, пожалуй, «Московское закулисье мирового балета» с экспрессией пластики, которая передается экспрессии ракурсов. И цикл «СССР–Москва», на одну доску поставивший скульптурные головы фонтана ВДНХ и представительниц республик, работающих сегодня в Москве. Далекое эхо знаменитого проекта «Люди XX столетия», в котором в начале прошлого века немец Август Зандер искал архетипы сограждан.
Вроде бы акценты расставлены, но их не так уж много для экспозиции в тысячу единиц. Недостает новых сюжетов, еще больше – нового вИдения.