0
1347
Газета Культура Интернет-версия

05.12.2011 00:00:00

Пусть и музейная, но редкость

Тэги: большой театр, опера, премьера


большой театр, опера, премьера На премьере Борис Михаила Козакова не раз срывал овации.
Фото РИА Новости

После двух парадных премьер – «Руслана и Людмилы» и «Спящей красавицы», приправленных гастролями оркестра и хора театра Ла Скала – Большой театр начинает возвращать на основную сцену старые спектакли. В начале декабря сыграли «Бориса Годунова», праздничный период традиционно украсит «Щелкунчик», в январе заявлена «Турандот», в феврале – «Огненный ангел».

К счастью, декорации и костюмы к «Борису Годунову» восстановлены пять лет назад – перед гастролями в Лондон и, очевидно, сохранялись в хороших условиях – выглядит все словно с иголочки. Этот спектакль Леонида Баратова и Федора Федоровского поставлен в 1948 году и практически без перерывов шел в Большом – только представьте, сколько народа через него прошло – и по ту, и по другую сторону рампы. Сегодня многие относятся к нему как к музейной редкости, наверное, он таковой и является – сдается, ничего подобного современный зритель не увидит. Тем паче нужно экспонат охранять. Хочется надеяться, что театр от «Бориса» не отказался не только потому что «декорации подновили, так чего ж добру пропадать».

В зале нет VIP-персон, по крайней мере из тех, кого должны знать в лицо хроникеры. Каждую картину (редкий случай) зрители встречают аплодисментами – впрочем, в данном контексте это более чем уместно: кто-то ностальгирует по «большому стилю», кто-то по молодости, кто-то просто рад роскошным декорациям – сумеречному и залитому солнцем Кремлю, тщательно выписанным фрескам Чудова монастыря, убранству царских палат, серебристой роскоши польского акта – с фонтаном, разумеется┘ В сцене под Кромами Самозванец в соответствии с либретто выезжает на белом коне – если обозревателю «НГ» не изменяет память, в 90-е коня не было. Овация в конце (спектакль идет четыре с половиной часа – со всеми запланированными композитором тремя антрактами) – не только самому спектаклю и его авторам, конечно, но и тем, кто его сделал сегодня – режиссеру Игорю Ушакову, художникам Алене Пикаловой и Елене Зайцевой, дирижеру Павлу Сорокину (в другом составе – музыкальный руководитель Большого Василий Синайский) и артистам.

Первый состав – крепкий, но без особых откровений – держится в основном на паре Михаил Казаков – Максим Пастер (Борис – Шуйский). Пусть первый выход Бориса с ариозо «Достиг я высшей власти» в сцене коронации у Казакова получился неровным, но сцена сумасшествия и смерти держит в колоссальном напряжении – так что после второго акта (знаменитое «Чур, чур, дитя, не я твой лиходей») певец выходит на поклоны и уже срывает первую овацию. И тут не скажешь «да он это уже раз двести спел» – дело не только в автоматическом отрабатывании заученных жестов и интонаций (это, наверное, в фигурном катании работает) – видимо, мучительный диалог с самим собой артист должен каждый раз заново переживать за царя Бориса. Шуйский с елейным голоском и подлой натурой в исполнении Максима Пастера – идеальный образ, причем в обоих спектаклях – и у Сокурова (его постановка идет на Новой сцене), где действия этого персонажа – ключ к интриге, и у Баратова, где борьба Шуйского за престол по смыслу на втором плане, обнажая трагедию личности, стоящей у власти.

Интересно услышать и другой состав, где дирижирует Синайский, а заглавную партию исполняет Дмитрий Белосельский, с которым заключили контракт именно на исполнение Бориса.

К слову, «Бориса Годунова» будут играть раз в месяц – февральская и январская афиши уже сверстаны, и билеты на февраль есть в свободной продаже, как и на другие спектакли текущего репертуара основной сцены. Так что вся чехарда вокруг жутких очередей, продажи по паспортным данным и проч., возможно, была преждевременна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Анастасия Башкатова

Проваленная ранее Концепция долгосрочного развития вновь приобрела актуальность

0
1300
Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Первого зампреда ЦК Афонина не было на юбилейном приеме в посольстве КНР

0
1234
В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

Ольга Соловьева

Население не видит смысла в самостоятельных долгосрочных накоплениях

0
1451
Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Михаил Сергеев

Обсуждения базового финансового документа пройдут с прямой трансляцией в интернете

0
1258

Другие новости