0
1475
Газета Культура Интернет-версия

05.12.2011 00:00:00

Из комнаты страха – на кровать

Тэги: москва, ммси, выставка, современное искусство


москва, ммси, выставка, современное искусство Работа Андрея Вознесенского в новой экспозиции ММСИ.
Фото с официального сайта ММСИ

Очередная аранжировка коллекции Московского музея современного искусства (ММСИ) называется «ИскусствоестьИскусствоестьИскусство» и цитирует строчку из стихотворения Бродского «Два часа в резервуаре». В кураторы позвали Дмитрия Озеркова – человека питерского, руководителя проекта «Эрмитаж-20/21». Если чертить сквозную линию аналогичных показов ММСИ, то первый занимался понятиями канона, натуры и метаморфоз. Второй обыгрывал историю особняка Губина на Петровке и, кстати, взял премию «Инновация» как лучший кураторский проект года. Третий напоминал игровой словарь-путеводитель по терминам современного искусства и был «приспособлен» и для маленьких зрителей. Четвертый – тоже игровой, но┘ много тут всего намешано, и стоит поговорить об этом подробнее. Как-никак, ММСИ – пожалуй, единственный в Москве музей, периодически тасующий свое собрание и предлагающий разные модели постоянных экспозиций.

В кромешной тьме комнаты ноги вязнут – как во сне, когда пытаешься бежать – в мягких матах-матрасах, и не видно ни зги. Одно из главных впечатлений от того, как выглядят сейчас два из трех этажей ММСИ, – страх. На самом деле, не все так ужасно, в других залах светло, а здесь не без иронии обыграна тема «Страх и трепет» – так что посетители напоминают, к примеру, студентов, в темных аудиториях с проекторами подсвечивающих фонариками тетрадки на лекциях по искусству.

Весь показ сделан играючи. Дмитрий Озерков зачем-то микширует разные способы выставочного устройства. Можно традиционно начать залом конструктивизма, продолжить «Раненым искусством» с ассамбляжем Евгения Рухина, сооруженным из изящной мебельной ножки, «пришпиленной» к холсту, затем вдруг взяться за интерпретацию произведения («Что я думаю обо всем этом»)┘ Вразбивку длинной вереницей идут зал с репликами «Черного квадрата» и ироничной коннотацией в заглавии Quadratisch (правда – рекламный бренд!), раздел про цитирование («Искусство об искусстве») или о перестроечном времени – естественно, с Тимуром Новиковым и с фильмом про Цоя. Логика чередования частенько ускользает – но тут ведь игра, как игра в мяч – вам дают пас. Из безусловных удач, где одно закономерно цепляется за другое, когда пространство с вывеской «Очень доброе и приятно знакомое» с натюрмортами-пейзажиками, под одной крышей вместившее Митурича-Хлебникова, Иогансона и Оскара Рабина – сменяется «Страхом и трепетом». Там вас встретит фотоколлаж Сергея Мироненко «Не бойся», потом на большом экране вдруг закрутится «Моя невеста» Айдан Салаховой, будто панночка из «Вия», а по углам скорбно согнутся герои «Семьи» Филиппа Донцова, напоминающие плакальщиков прозрачные фигуры из ПВХ. Другой пример – когда после комнаты «Искусство у меня дома» (домашний интерьер из арт-объектов) явили «Образ храма» с удивительно склеенной из всякого сора – банок с тряпьем – прозрачной капеллой Ольги Трейвас.

Разительное отличие новой экспозиции от предшественниц – в обилии традиционного искусства, включая одного из учредителей общества «Маковец» Константина Зефирова или даже соцреалиста Бориса Иогансона. На вопрос «НГ», считать ли это попыткой легитимации contemporary art, вписыванием его в историю, Озерков уверенно ответил, что ничего такого не имел в виду. Впрочем, кураторская мысль проиллюстрирована и вещами Родченко, Кулика, Бартенева, Комара и Меламида, Брускина, Чуйкова. Но здесь же почему-то оказалась ужаснейшая вариация репинских бурлаков кисти Сергея Ткачева, реалистическая картина невысокого качества и не круга ММСИ. А еще выставили остроумный автопортрет Андрея Вознесенского «Свежие овощи» с подпирающей акварель консервной банкой. И раз он тут тоже есть, про увиденное иногда хочется говорить его языком: «Долой Рафаэля! Да здравствует Рубенс! Горы форели, цветастая грубость!» Из новых работ, которые, видимо, войдут в коллекцию ММСИ, показали гигантский «Конструктор» Дмитрия Теселкина, инсталляцию Ивана Плюща и Ирины Дрозд «Иллюзия исчезновения заполненности», где края стола и пустых рам некоего интерьера стремительно размываются, будто их сдувают, вероятно, новые веяния искусства. Наконец, замечательный пример кураторской самоиронии – видео израильского художника Шахара Маркуса «Куратор». Безработный бедолага наткнулся на вакансию главного музейного куратора и, прочитав в книжке для «чайников» нехитрый кодекс поведения в соответствующей среде, прикупил костюм, устроил скандал и собрал выставку, о которой журналистам проронил только нечто вроде «Искусство – это┘». Дальше – ошеломительный успех и happy end.

Только игра порой переходит в игривость, а там, глядишь, скатывается в заигрывание со зрителем – homo ludens начинает переигрывать. Играючи поставили в музее лавочки, которых тут не было – очень хорошо. Правда, повторенная трижды тема «присесть и насладиться видами» превратилась в гэг, тот – в клише. В комнате «Эрогенной зоны» кожаный диван против «Обнаженной» Василия Шухаева, заставляющий подумать про фрейдовскую кушетку, появляется «к слову». В пространстве с вывеской «И внезапно: легкий ветерок» против видео Крисса Салманиса очень кстати оказываются дачные качели. Чтобы рефлексировать над идиллическим пейзажем, покуда не затарахтит трактор. А вот в зале «Сон разума рождает чудовищ» водружают красивую кровать, картины остаются сбоку (или побоку?), а перед предполагаемым возлежащим работает телевизор, пародируя расхожее мнение: «Зачем мне в музей, я лучше телевизор посмотрю». На экране – ток-шоу и весь нехитрый «арсенал» телеканалов – а зачем? Зачем то, что пародируешь, пускать в свой дом? Можно, скажем, то же полежать-на-диване обыграть по-музейному: разложить здесь каталоги выставок или пустить видео Каждана, встречающее зрителей у входа на выставку┘ А еще зачем, если уже были портреты, заполнять автопортретами художников целый коридор? Притом начинается он реалистическим гуру Малевичем, кончается наивным Пурыгиным, где-то промелькнул Пригов, был пресловутый Иогансон. Может, стоило сосредоточиться на ныне живущих?

Выстраивать экспозиции современного искусства – не разовые, а постоянные – идти между Сциллой академической хронологии и Харибдой тематических лабиринтов, которые легче всего попрекнуть спорностью. Но они-то самые интересные. Третьяковка выбрала первый путь, притом разделив XX век на первую и вторую половины. ММСИ на свой страх и риск выступает более изобретательно, на разные лады распевая оду кураторской эпохе (к слову, ту же стратегию опробовал фонд «Екатерина» на неофициальном искусстве). На этот раз, правда, экспликации с культурологическим экскурсом и при этом легко написанные нередко оказывались тоньше показанных концептов.

Публика ведь, как и в пушкинские времена, по-прежнему будет «в детской резвости» колебать треножник – так нужно ли играть в поддавки? Это чревато рождением штампов. В музей-то идем за оригиналами. Возвращаясь к процитированному ММСИ Бродскому, оттуда же: «Их либе ясность. Я. Их либе точность. Их бин просить не видеть здесь порочность».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1799
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1523
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1332
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
971

Другие новости