0
1171
Газета Культура Интернет-версия

30.11.2011 00:00:00

Кого поем?

Тэги: театр, опера


Камерный театр имени Бориса Покровского представил публике очередную – уже четвертую в этом сезоне – премьеру. На эту постановку, очевидно, сделана ставка: опера Моцарта «Идоменей» в редакции Штрауса в России звучит впервые, за пультом – мастер по находкам и редкостям Геннадий Рождественский.

Собственно, на этом все прелести этого события и заканчиваются. Ибо то, на что была сделана ставка (редакция, в общем, ломающая концепцию оперы), не отыгралось ни на сцене, ни даже в яме. Сегодняшний слушатель, избалованный эталонными образцами звучания и интерпретации моцартовских опер (в том числе и «Идоменея», который, к слову, очень успешно прозвучал не так давно в Москве), ждет от этого спектакля нескольких вещей: любопытно, что сделал с изящным Моцартом Рихард Штраус – автор экспрессивных и гиперсложных партитур, в том числе оперных, как этот материал, где он не столько редактор, сколько соавтор (по словам Геннадия Рождественского), будет звучать и, наконец, как режиссер обыграет в своей концепции этот нетипичный для оперы в целом случай. Штраус не только выхолостил из партитуры все речитативы, сделал свою оркестровку и перекроил сценарий. Он сместил акценты, убрав невесту Идаманта Электру (по понятным причинам: ведь это героиня одной из его опер) и заменив ее на жрицу Исмену, пропагандирующую невозможность смешения крови – сын критского царя вздумал влюбиться в пленную троянку. Мотивы композитора очевидны – в то время, когда он работал над «Идоменеем», национал-социалисты разворачивали в Европе свою идеологию. Обозреватель «НГ» ни в коем случае не призывает обмотать сцену колючей проволокой и сотворить миллионную вариацию на тему из ближайшей истории – это было бы еще более банально, чем то, что мы увидели. Наверное, стоило все же подчеркнуть ту двойную дистанцию, которая отделяла Штрауса от Моцарта и нас от Штрауса, – тогда выбор именно этого варианта «Идоменея» был бы оправдан. А так он оправдан лишь тем, что стал в два с лишним раза короче – но в Театре имени Покровского и полуторачасовую партитуру умудрились размазать на три действия. Режиссер Михаил Кисляров только в третьем действии сумел организовать мизансцену так, что она на самом деле держит слушателя в напряжении – когда Идоменея вынуждают признаться, что он должен принести в жертву сына. Все остальное – череда нелепых сцен, где действуют шаблонные персонажи в шаблонных костюмах. Мускулистый Идоменей так вообще вызывает смех – настолько он карикатурен. Совершенно непонятен финал, где выясняется, что вся история – сон пленной Илии, после чего идет гимн во славу любви.

Опера идет на русском языке – это традиция театра (если вдруг пригласят на гастроли – выучим на немецком, заверил режиссер). То, что это совсем не звучит, – мало кого волнует; и тот факт, что «Идоменей» исторически игрался на трех языках, слабое оправдание. Очевидно, что петь на русском – трудно, уж не говоря о каких-то приметах стиля. В момент вступления одного из второстепенных персонажей было ощущение, что он затянул городской романс – не в последнюю очередь из-за русского текста. Отсюда – ни одной яркой работы солиста, возможно, за исключением Идаманта в исполнении Евгении Сурановой. Оркестр разыгрался ко второй половине, так что можно было даже оценить качественный аккомпанемент, поддерживающий солистов, но вот звучание хора – его в театре нет, это ансамбль солистов – наглядно продемонстрировало порочность этой традиции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
640
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2368
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1572
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1199

Другие новости