0
940
Газета Культура Интернет-версия

28.11.2011 00:00:00

Чистилище для зрителей

Тэги: театр, фестиваль, краков


Культурные программы, не позволяющие забыть, что Польша в этом полугодии председательствует в Евросоюзе, проходят не только в Москве, Мадриде или Токио – они проходят и в самой Польше. В частности, краковский театральный фестиваль «Реминисценции» собирает в этом году самую большую театральную тусовку – International Network for Contemporary Performing Arts (IETM). В афише фестиваля представлены «Обломов» Алвиса Херманиса, привезенный аж из Кельнского театра, и «Америка» по Кафке, которую Ян Клята поставил в театре соседнего с Кельном Бохума, не говоря уже о показе work-in-progress доковского проекта «Двое в твоем доме» и читке легендарных «Трусов» Павла Пряжко. На открытие же фестиваля «Реминисценции» приготовили спектакль необычный, делающий предметом рефлексии сам акт хождения в театр. Это «Пролог» Войтека Земильского, составившего в Москве себе реноме «Небольшим рассказом», показанным в марте на спецпроекте «Золотой маски» «Польский театр в Москве».

Приходящие в театр зрители получают наушники, в которых – после привычных просьб «выключить не только звук телефона, но и весь телефон» – прозвучит и множество других указаний.

Запретив нам вступать друг с другом в какие-либо отношения, голос приглашает нас в зал и просит не спешить занимать места. На белом квадрате сцены мы должны найти белые же цифры, составляющую шкалу, на которой мы должны расположить себя согласно нашему самочувствию в этой ситуации. На моем спектакле было всего восемь зрителей-участников, но, как ни странно, расположились мы вполне гармонично, давки за «лучшие» или «худшие» места не было. Затем голос начинает руководить нашими передвижениями. Мы движемся по направлению к креслам, но их так и не достигаем, потому что место в этой земле обетованной режиссер, видимо, уготовал только идеальным зрителям, каковых среди нас так и не нашлось. Потому что: «Плакал ли ты когда-нибудь в театре? Если да, сделай шаг вперед», «Высылал ли ты когда-нибудь во время спектакля эсэмэски? Если да, сделай шаг назад», «Решился ли ты когда-нибудь взять у артиста автограф? Если да, разыщи меня после спектакля». Система поощрений и порицаний весьма капризна; а ведь мы-то уже явно соревнуемся друг с другом, как пешки, которые, стоит достичь последней клеточки, станут дамками. Порой, кажется, голос поощряет нашу искренность; порой – способность войти в спектакль без остатка, порой – наоборот, нашу способность выйти, поставить себя вне – но, пожалуй, не вне искусства (когда оно в театре действительно присутствует), а вне того культурного ритуала, который заставляет смирно отсиживать пустые, мертвые спектакли и даже хлопать (с облегчением) в финале.

Земильский подготовил нам одновременно нечто и превосходящее наши ожидания – обретения наконец места созерцательного покоя, – и в то же время их опрокидывающее. «Места созерцательного покоя» уготованы отнюдь не в зрительном зале. Каждому из нас приносят огромную подушку и просят лечь. В этой умиротворенной позиции мы сможем наконец увидеть спектакль – наши собственные проекции на потолке. Лучи света выхватывают наши лица, соединяют наши тела во все новые и новые созвездия.

...Во время предыдущего спектакля Земильского – «Карты» (2010) – каждый гость получал в руки по маленькому проектору и задание – постараться как можно точнее совместить проекцию с расположенными в темном, незнакомом пространстве объектами. Выполнение задания требовало постоянных перемещений, тем более что при попытке наложить проекцию на реальность с максимальным совершенством эта реальность – то наклеенная на пол полоска, то треугольничек, то электророзетка, то разбросанная после вечеринки посуда – неизменно в последний момент ускользала, маня к следующим, впрочем, столь же незначительным объектам. Последней картинкой, на которую нужно было наложить проекцию, были наши двойники – зрители, с закрытыми глазами сидящие, как оказывалось, все это время в небольшом зрительном зале. А из наших проекторов на разные лады раздавался один и тот же вопрос: «Вам нужны эти люди?» Хотим ли мы на самом деле слиться вот с этими людьми, которым сейчас снимся? Пока что можно с чистой совестью посоветовать не одному театральному фестивалю использовать «Пролог» как отрезвляющий комментарий к своим спектаклям.

Краков


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1802
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1529
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1335
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
971

Другие новости