Завтра под Москвой на кладбище в Переделкине после отпевания в местной церкви будет похоронен литературовед, публицист, философ и общественный деятель Юрий Карякин. Он скончался 18 ноября на 82-м году жизни. В последние годы Карякин тяжело болел, после инсульта в 2007-м был прикован к постели.
Сегодня в 12.00 в Центральном доме литераторов пройдет гражданская панихида.
Карякин – не только известный исследователь творчества Федора Достоевского, но и один из основателей клуба «Московская трибуна» и общества «Мемориал». Он писал об Александре Солженицыне и Владимире Высоцком. В свое время Карякин пытался напечатать в «Правде» отрывок из романа Солженицына «В круге первом», а потом спасал из сейфа главного редактора газеты уже арестованную рукопись.
Юрий Карякин был доверенным лицом Андрея Сахарова в избирательной кампании исторического Съезда народных депутатов. А Сахаров был доверенным лицом Карякина... Оба стали депутатами в составе 1989–1992 годов.
Писатель, публицист и политик дружил с Михаилом Горбачевым и Фазилем Искандером.
Выпускник философского факультета МГУ, Карякин был исключен из аспирантуры после заявления, что его научный руководитель – стукач. Позже расстался с тогдашней партией власти – был исключен из КПСС за доклад в Центральном доме литератора о жизни и творчестве Андрея Платонова. Карякин всегда говорил правду, публично, не стесняясь резких оценок поведения не только власти, но и сограждан. Самая известная на этот счет реплика писателя прозвучала в кампании 1993 года, в ночь «встречи нового политического года» в Кремле. Когда выяснилось, что Россия голосует за Жириновского и Зюганова, Карякин бросил в микрофон: «Россия, ты одурела!»
Выдающийся исследователь творчества Федора Достоевского, Карякин и сам задавался непростыми вопросами бытия. Старался ответить на них, как ему подсказывало сердце. И ответы эти часто были мучительными.
Тяжело наблюдать уход из жизни, одного за другим, творцов нашей сегодняшней действительности. Которая, что бы ни говорили, совсем не так безнадежна, как разрушенный в начале 90-х социалистический рай. Голоса людей, которые до конца остаются романтиками движения вперед, становятся сегодня все более востребованными. Но звучат все реже.
«НГ»