0
1362
Газета Культура Интернет-версия

21.11.2011 00:00:00

Второе открытие Большого

Тэги: большой театр, балет, премьера


большой театр, балет, премьера Президент снова поддержал Большой театр, придя на премьеру «Спящей красавицы».
Фото Dmitry Astakhov/РИА Новости/AFP

Первая балетная премьера на обновленной исторической сцене Большого – «Спящая красавица» в постановке Юрия Григоровича – прошла с такой торжественностью, словно это и было настоящее открытие театра. Президенты Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев – в центральной ложе, бомонд всех категорий – в зале, российская звезда Светлана Захарова и американский премьер Дэвид Холберг – в главных ролях на сцене, оформленной итальянским художником Эцио Фриджерио.

Можно сказать, весь мир – в театре. Да и как иначе? Здание – зданием, но кто как не Григорович, сегодняшние артисты, а также их знаменитые педагоги и есть настоящий Большой? И что для такого праздника уместнее «Спящей красавицы» – спектакля, который в свое время задумывался как парадное придворное шоу, а стал художественным открытием?

Дирекция императорских театров хотела получить образ феерических придворных зрелищ короля Людовика XIV, и это было выполнено. Но притом Чайковский создал симфонию, а Петипа – энциклопедию русского балета. В партии фей, принцев, принцесс, а также персонажей сказок Шарля Перро, приветствующих главных героев на свадьбе, балетмейстер уместил свои лучшие находки, а заодно – едва ли не весь опыт современной ему хореографии.

Полноценно исполнить это богатство, подобное выставке шедевров Эрмитажа, и означает показать, что труппа в порядке, есть ради чего открывать театр, а ресурсы на это потрачены не зря. В новой трактовке, которую предложили Григорович и Фриджерио, эта задача обрела дополнительный смысл.

То, что «Спящая красавица» – симфония, Григорович акцентировал в своей прежней версии 1973 года, успешно шедшей в Большом до нынешней осени. Импрессионистское, переливающееся перламутровыми оттенками оформление Симона Вирсаладзе подчеркивало основные линии хореографии Петипа. Размытые контуры колонн и арок дворца, кружевные узоры ветвей и украшений ограды, абрисы и детали изысканных костюмов повторяли тот самый принцип варьирования музыкальных и пластических тем, которым пользовались Чайковский и Петипа.

Возникал образ мира, где все элементы связаны между собой органически, а его главная ценность – индивидуальность человека. В пространстве Вирсаладзе на огромной сцене отчетливо читались каждый жест артиста и каждый оттенок цвета.

В нынешней версии «Спящая красавица» – парадное зрелище с противоположной системой ценностей. Согласно историческим свидетельствам, в придворном театре «короля-солнца» (да и в любом придворном театре) первостепенно не то, что происходит на сцене, а то, как на это смотрят король и двор. Театральность в большой степени перемещается в зрительный зал, а сценическое действо мыслится как образ мира, каким его хочет видеть власть. Ценность человеческой индивидуальности в этих условиях не предусмотрена. Человек – часть декора, в котором элементы соревнуются между собой в пышности и размерах. Побеждает то, что сильнее впечатляет. А смыслообразующая категория – место элемента в системе. Перефразируя известное выражение, место красит человека, а не человек – место.

Следуя этому принципу, Фриджерио построил на сцене золотой итальянский дворец с витыми колоннами, расписал пол яркими узорами, затмившими и хореографию, и исполнителей, артистов одел в роскошные, почти оперные костюмы и написал в буклете постановки: «Думаю, для современного спектакля ни сюжет сказки, ни ее философия как таковые не играют особой роли. Меня привлекает эстетика».

В итоге главный вопрос сюжета «Спящей красавицы» – как человеку не пропасть под натиском превосходящих его сил вроде заклятия Карабос – трансформировался для исполнителей в вопрос, как не потеряться в этом ослепительном пространстве.

Труппа решила задачу с честью. Огромный коллектив, в котором есть и мастера разных поколений, и вчерашние выпускники, выглядел единым ансамблем. Светлана Захарова в роли Авроры приняла блеск окружающего пространства как должное и с царственной непринужденностью сосредоточилась на главном – художественной стороне партии. Она предстала в великолепной форме и тщательно выписала изысканные узоры хореографии Петипа, любуясь их мельчайшими деталями как принцесса – фамильными драгоценностями.

Дэвид Холберг, обладатель красивых линий и благородных манер, органично вписался в стиль труппы и убедительно передал свое искреннее восхищение Авророй в естественном вдохновенном танце.

В пышном зрелище не потерялись работы обаятельной Нины Капцовой – Авроры в другом составе спектакля, величественных Марии Аллаш и Екатерины Шипулиной в роли феи Сирени, рыцарственного Артема Овчаренко в виртуозной партии Голубой птицы и юной Дарьи Хохловой, чья принцесса Флорина выглядела младшей сестрой Авроры.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
998
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
2258
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
1850
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
1615

Другие новости