Фото автора
На стульях в Малом зале ГЦСИ лежат носки. Если написать на бумажке выполнимое желание, а потом положить в этот своеобразный «конверт» – сбудется, обещает куратор Юрий Самодуров. Первыми загадывали жители Южного Бутово во время четвертого Московского биеннале современного искусства - их письмами надежды уже украшены стены зала. Сколько людей, желавших поехать в Италию или просто уехать из страны, отправились в круиз или добровольную эмиграцию, естественно, неизвестно. Зато ясно, что такого отклика для современного художника недостаточно. Окраины, правда, не виноваты - их к современному искусству еще нужно приучить. Да и не только окраины.
Обсудить, как просвещать массы, собрались искусствоведы, представители СМИ и директор центра образования №109 Евгений Ямбург, а также художники и кураторы, участвовавшие в программе «Спальный район». Последним их достижением считается выставка «Дом Художника. Южное Бутово/Спальный район». На территории одного их парков и в почти двух десятках строительных вагончиков демонстрировали торжество авторской мысли. «Джакузи для гастарбайтера» - ванна с кипятильниками, фонтан из манекенов в ненужной людям одежде, дрейфующая на плоте по озеру дверь. Проект курировали Марина Звягинцева (автор плавучей конструкции) и Юрий Самодуров. Активную помощь им оказали в муниципалитете Южного Бутово. Сергей Кулаков - глава этого муниципального образования – в красках описал прошедшее мероприятие и убедил художников, что их в легендарном московском районе любят и ждут. Про него Кулаков мог рассказать немало интересного, но заострил внимание на взаимоотношении власти и современного искусства. Главное, отметил он, это художнику не мешать и дать возможность сделать задуманное. Поэтому никто не мешал двум участницам выставки собирать мусор, чтобы потом сложить его в мешки и сконструировать большого панду. Дети, которые с энтузиазмом собирались им помочь, почему-то не пришли. А местные жители ночью оторвали животному голову.
На отсутствие понимания сетовал Юрий Самодуров. Многим людям современное искусство не близко, а кто-то воспринимает его вообще враждебно. Одна из жительниц Южного Бутово прислала в Муниципалитет письмо, в котором жаловалась на пугающий фонтан из манекенов. Сказала, что в Освенциме такого ужаса не видела. В Интернете молодежь пишет, что выставка производит мрачное впечатление. Но кураторы уверены - рано или поздно и в спальных районах поймут, зачем из лопат составили знак «Серп и молот». Пока же контакт между художниками и окраинами не налажен, а выставки проходят нерегулярно - новое искусство может прикинуться носком, исполняющим желания.