Бумага соразмерна человеку и времени.
Фото из книги «Лидия Шульгина.
Графика, живопись, скульптура»
В Государственном центре современного искусства проходит выставка «Бумажное время». Экспозиция посвящена переломному для бумаги времени – ХХ веку и его интерпретации в истории культуры.
Особая часть выставочного проекта – пространство, где расположены 12 бумажных фигур «Тайной Вечери» Лидии Шульгиной (1957–2000), перевезенные в Россию из «Дома художника Николая Эстиса» в Гамбурге при содействии российского посольства в ФРГ. Дар семьи Лидии Шульгиной ГЦСИ стал ценным вкладом в экспозицию.
«Тайная Вечеря» Лидии Шульгиной расширяет концепцию выставки, перенося ее во вневременное действо. Последняя встреча апостолов с Христом как тема ставит акцент на основной идее проекта – не упустить момент в оценке уходящей эпохи.
Скульптуры из газетной бумаги – потрясающая творческая находка Лидии Шульгиной. Для нее бумага – материя, которая живет в неожиданных для нас формах. Внутри фигур нет каркаса, фактически Лидия облекала в форму бестелесное пространство, проявляя его образ как «Плат Св. Вероники».
В композиции Лидии 12 фигур, а это значит, что автор изображает эпизод «Тайной Вечери» без Иуды, после его ухода. Лица Иисуса и апостолов мы видим глазами, руками, сердцем, верой и силой воли Лидии. Она, проведя последние пять лет жизни за работой над библейскими сюжетами, настолько точна в своей образности, что создается тактильное ощущение текста Евангелия. Зритель, приближаясь к «Тайной Вечери», включается в ее пространство, соединяя прошлое с настоящим, текст с реальностью.
Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел его час, омыл ноги ученикам и сказал, что и они должны омыть ноги друг другу. В работе Лидии точно подмечены позы и жесты, все напоминает о том омовении – ноги фигур будто еще влажны и зябнут. Жесты передают реакцию каждого из учеников на слова Иисуса: «...истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст меня».
Апостолы, как и Иисус, словно закутаны в заскорузлые одежды. Автор обнимает каждую фигуру, облекает в пелену, как ребенка после купания.
Фигуры апостолов и Иисуса одинаковы по высоте и комплекции. Они отличаются лишь жестами и выражением лиц, положением ног и корпуса. Уравнивая их с натуральной величиной человеческого тела, автор иллюстрирует евангельский текст: «Раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его».
При взгляде на фигуры возникает почти детское ощущение присутствия. Каждая фигура имеет индивидуальную трактовку, всматриваясь в лица, можно интерпретировать каждый образ, а точнее, угадать мысль автора и попытаться назвать имена апостолов. Кто-то из них задумчив, другой – отрешен, возможно, удивлен или тень сомнения легла на его бумажное лицо...
Благодаря удивительной технике и глубокому смыслу, который вложен Лидией Шульгиной в образы «Тайной Вечери», мы имеем возможность услышать и прочувствовать самих себя.
В концепции Лидии Шульгиной – к композиции добавлялся пустой белый стул для себя или для приходящего посмотреть на ее творение. Жаль, что это было упущено на выставке. Следование идее автора привело бы к большей выразительности и пониманию со стороны зрителей.