0
3524
Газета Культура Интернет-версия

17.11.2011 00:00:00

Другой Сквозник-Дмухановский

Тэги: ярославль, театр, фестиваль


ярославль, театр, фестиваль Сергей Маковецкий в вильнюсском спектакле Римаса Туминаса.
Фото предоставлено организаторами фестиваля

В воскресенье в Ярославле завершился XII Международный Волковский фестиваль: 10 спектаклей российских театров, спектакли из Риги, Варшавы, Цхинвала и Вильнюса. Классику можно было увидеть в интерпретациях Евгения Марчелли, Александра Огарева, Руслана Кудашова, Валерия Золотаря, Олега Рыбкина, Анатолия Праудина┘ Римас Туминас показал «Ревизора», в спектакле из Вильнюса играл Сергей Маковецкий, во вторник этого «Ревизора» показали и в Москве.

Концентрация событий внутри и около фестиваля чрезвычайно высока. За день до начала фестиваля открылась Камерная сцена Волковского театра, причем не спектаклем, а мультфильмом-оскароносцем «Старик и море», режиссер которого Александр Петров живет и работает в Ярославле. Сам фестиваль начался с вручения премий правительства РФ, лауреатами которых в этом году стали Омский театр драмы, «Омнибус» из Златоуста и Саратовский ТЮЗ им. Киселева. Специально к открытию фестиваля в Ярославль, свой родной город, приехал Юрий Любимов.

Помимо основной программы в рамках фестиваля работал созданный этой весной при Волковском театре Международный центр им. Константина Треплева. За ироничным названием лаборатории стоит серьезное намерение академического театра найти общий язык с современной драматургией, на себе примерить ее «новые формы». Молодым режиссерам были предложены «Башмачкин» О.Богаева, только что написанный Н.Ворожбит «Вий», «Алексей Каренин» В.Сигарева и др. По результатам четырехдневной работы были показаны мини-эскизы, и уже известно, что по одному из них будет создан спектакль на Камерной сцене театра. В течение всего фестиваля в фойе Волковского театра шла выставка современного польского театрального плаката – провокативного, экспрессивного, взрывающего душевное равновесие, апеллирующего к бессознательному.

Тематика самого Волковского фестиваля «Русская драматургия на языках мира», и самым ярким и своеобычным воплощением этой идеи стал «Ревизор» литовского Малого театра в постановке Римаса Туминаса с Сергеем Маковецким в роли Городничего (во вторник спектакль добрался и до Москвы, и его сыграли на сцене Вахтанговского театра, контекст изменился совсем: в Вильнюсе гастролером выступает Маковецкий, в Москве «наш» Маковецкий выступал с гастрольной труппой).

Этот спектакль – случай особый, и не только потому, что играется сразу на двух языках. В этой постановке Туминас устроил встречу двух «сводных братьев» – «Ревизора» из Вильнюса и из Москвы, введя в литовский спектакль Сергея Маковецкого.

Языкового барьера между Маковецким-городничим и остальным чиновничьим миром во главе с квазиревизором просто не существует. Он преодолен ансамблевостью особой природы, ансамблевостью – вопреки обстоятельствам. То, что герои говорят на разных языках, дарит актерам сценический драйв, и вот он, главный парадокс и секрет внутренней силы этого спектакля, – языковая дистанция, непонимание того, о чем говорит другой, укрупнили роль пластики, мимики, интонации, а главное, активизировали «кожное» чувство партнера.

Но все же ансамблевость не отменяет «отдельности» героя Маковецкого. Его Сквозник-Дмухановский другой. Прежде всего из-за тотальной, глубинной апатии. Он ничего не боится, так как знает, что ничего исправить нельзя. Он – само олицетворение власти, как никто другой осознает свое бессилие. «Страху нет», – потому что терять уже нечего. Даже инстинкт самосохранения не рождает внутренней активности. В его Городничем – никакой бравурности, игры в благополучие. Его спокойствие не от уверенности в своих силах, а от осознания, что все усилия бесцельны. Метафорой всеобщего запустения становится в спектакле сценография А.Яцовскис: полуразрушенная деревянная церковь с маковкой, на которой прижились вороны, чернота арьерсцены, мглистое, холодное пространство. В начале второго действия стол в доме у Городничего уставлен свечами. Явно не за здравие.

Но внутренняя опустошенность героев в этом спектакле не лишена внешнего лоска. На герое Маковецкого длинное пальто с меховым терракотовым воротником, голубой атласный шарф, элегантная жилетка. Во всем его облике – шаляпинская стать и артистизм. Хлестаков Арунаса Сакалаускаса, напротив, жалкий, с бесконечно подвижной пластикой ребенка и в длинной белой рубашке похож на Пьеро. Этот Хлестаков нуждается не в почестях и восхищении, а в родительской заботе и внимании. В Антоне Антоновиче же есть многое от Войницкого, которого Маковецкий недавно сыграл в «Дяде Ване», – затаенная нежность, чуткость. И потому так объяснимо и естественно в туминасовском спектакле встречное движение Хлестакова и Городничего.

Этому Антону Антоновичу нужен Хлестаков как единственная и последняя возможность что-то изменить. И если бы ревизора не было, его надо было бы выдумать.

Острая потребность верить и одновременно невозможность веры – лейтмотив многих туминасовских спектаклей. И потому так сокрушителен для Городничего финал, который Туминас решает как несостоявшееся отплытие Ноева ковчега: на плоту, под безжалостным ливнем герои узнают о «дьявольском обмане». О настоящем ревизоре здесь и речи нет. Самое страшное уже произошло – сначала дарована, а затем отнята вера в другого человека, в себя, в жизнь.

Ярославль–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1077
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
600
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
1192
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
687

Другие новости