0
2690
Газета Культура Интернет-версия

17.11.2011 00:00:00

Передвижка передвижника

Тэги: третьяковка, выставка, скульптура, антокольский


третьяковка, выставка, скульптура, антокольский Мефистофель Марка Антокольского.
Фото автора

Пока Николай Ге уехал на собственную ретроспективу из Лаврушинского переулка в здание галереи на Крымском Валу, его зал занял Марк Антокольский. В постоянной экспозиции ГТГ держит всего три его скульптуры – Ивана Грозного, «Не от мира сего» да «Христа перед судом народа». В рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» показывают около 20, кроме перечисленных – те, что вынули из музейных закромов. Теперь зрителю предложено больше ракурсов, чтобы оценить творчество известного скульптора.

Антокольский – наглядный пример того, что мир тесен, а искусство идет рука об руку с большой историей, даже если сразу того и не заметишь. Доказал он это не только длинной чередой исторических портретов, что началась Иваном Грозным, показанным на первой выставке передвижников в 1871-м и принесшим ему звание академика, но и своей биографией. Родившийся в пригороде Вильно Антоколь мальчик отправился в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем благодаря приметившей его жене виленского генерал-губернатора Назимова. Того самого Владимира Ивановича Назимова, которому в 1857-м Александр II направил знаменитый рескрипт о подготовке крестьянской реформы. А судьба Ивана Грозного, ставшего визитной карточкой Антокольского, сложилась стараниями великой княгини Марии Николаевны. Она рассказала о скульптуре брату Александру II, а тот купил ее для Эрмитажа. В общем, уже и не разберешь – художник дал путевку в жизнь Грозному или наоборот. Сегодня варианты этой, как и многих других статуй есть и в Русском музее, и в Третьяковке. В Петербурге вещей больше – там и Сократ, и Спиноза, – но и из того, что предъявила ГТГ, видны векторы искусства Антокольского.

Скульптурную линию он «гнет» в сторону жеста. Впечатление, будто художник вообще всю жизнь обдумывал-нащупывал пластику каких-то общих нелегких – больших в историческом масштабе – размышлений. Будь то мрачно-сутулая фигура «мучителя и мученика» Грозного с тяжелым жестом опущенных рук, будь то согбенный летописец Нестор, будь то Христос с «упавшей» головой, будь то отсутствующие здесь Сократ или Спиноза. От частного к общему – через жест, осанку, позу – проявляется, как на фотопленке, психологическое состояние. Тут персонажи разных эпох, заново рожденные своим, конца XIX века, временем. Как Христос с Пилатом или Петр с Алексеем у Ге, как Грозный у Репина, как «Христос в пустыне» у Крамского.

Привычно видеть Антокольского мастером исторического, психологического, реалистического портрета. Он действительно был чуток к деталям. Работая над Петром I, писал Стасову: «Пожалуйста, узнайте хорошенько, носил ли Петр плащ?» Снедаемого сомнениями душегуба Грозного усадил на роскошный резной трон, который и начинаешь разглядывать, отвлекаясь от мрачного героя. Его Христос – простой, почти как древнегреческий курос, а на постаменте надпись Ecce homo с двумя восклицательными знаками – «Се человек!!».

Но нынешний выход Антокольского в свет показывает и другое – мог быть разным и интенции его были разные. И если портрет неизвестной из семьи Поляковых со скрупулезной выделкой костюма оглядывается на XVIII век с шубинскими бюстами, то точеный образ императрицы Александры Федоровны припомнит ампир. Антокольский сделал шаг даже к символизму, правда, так и оставшийся шагом. Вот мученица «Не от мира сего» – большая скульптура с хрупкой головкой и самопогруженным взглядом – кажется, от нее недалеко до мятущихся персонажей Голубкиной. Жаль, что досадный казус с перевозкой с парижской выставки еще тогда в прямом смысле слова сломал ей шею, и теперь там видна трещина. Или вот бронзовый рельеф, созданный в память о молодом бароне Марке Гинцбурге «Последняя весна», где форма проработана так тонко, что начинает трепетать – как трепетал символизм на рубеже веков. Наконец, скрюченный Мефистофель, подпирающий рукой подбородок, – не парафраз ли это роденовского «Мыслителя», хотя к французскому маэстро, говорят, он остался равнодушен... Но Париж (скульптор еще в 1871-м уехал в Италию, потом во Францию) Антокольского не переделал, не искусил бесповоротно. Мог бы он пойти в сторону новой традиции – не пошел, остался в академическом русле.

Какая дистанция между «Нападением инквизиции на евреев в Испании во время празднования ими Пасхи» и крадущим яблоки юнцом, а тут горельефы сосуществуют в одном пространстве. Между блаженной мученицей и Петром I (в ГТГ есть не только эскиз, но и большой памятник, который, правда, не вошел – слишком велик и тяжел)? Что, в конце концов, общего у понурого Грозного с артистичным Антокольским (чей скульптурный портрет сделал Гинцбург)? В зале они стоят друг против друга, и начинаешь думать – то, что в мире кажется таким далеким, вот оно, совсем рядом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокатов отодвигают от конвейера правосудия

Адвокатов отодвигают от конвейера правосудия

Екатерина Трифонова

Защите не позволяют непосредственно оценивать доказательства обвинения

0
761
Упражнения с ключевой ставкой в России завершены

Упражнения с ключевой ставкой в России завершены

Михаил Сергеев

На новом этапе борьбы с инфляцией правительству предстоит борьба с самим собой

0
1087
Киев берет курс на увеличение численности ВСУ

Киев берет курс на увеличение численности ВСУ

Владимир Мухин

Накопившиеся на фронте и в обществе проблемы отрицательно влияют на боеспособность армии

0
971
Евросоюз откладывает запрет на российский сжиженный газ

Евросоюз откладывает запрет на российский сжиженный газ

Ольга Соловьева

Отказ от энергоносителей из РФ осложняется экономикой и географией

0
964

Другие новости