Во вторник в московской больнице умер народный артист России Лев Борисов. К моменту отправки номера в печать еще не было принято решение о том, где состоится церемония прощания – в Театре Ермоловой, где актер служил с 1987 года и сыграл немало ролей, или в Доме кино на Васильевской улице.
Если бы не роль криминального авторитета Антибиотика из сериала про «бандитский Петербург», вряд ли бы многие сразу вспомнили, кто он такой и как выглядит замечательный актер, народный артист России Лев Борисов. Судьба актера – прославиться в роли, которая не стоила и десятой, двадцатой, сотой доли того, что он сыграл в театре, на сцене, да и в кино. Это не значит, что в сериале актер халтурил, играл вполноги, просто – такая судьба, что роль незначащая, хотя и честно сыгранная, приносит славу, а роли, на которые, как говорят, актер жизнь кладет, – не всегда. Редко.
Лев Иванович Борисов был обречен на постоянное сравнение со своим старшим братом, Олегом Ивановичем Борисовым, великим русским актером. Не было бы этого родства, думается, в профессии Льву Борисову жилось бы легче, он сам был очень хорошим актером. С 1987 года Лев Борисов служил в Театре Ермоловой, пришел по приглашению тогдашнего художественного руководителя Валерия Фокина. В Ермоловском театре шли тогда самые революционные и громкие перестроечные спектакли, здесь пытались перейти на хозрасчет и т.д. Борисов пришел актером и сыграл в спектаклях Фокина несколько замечательных, памятных ролей. Начальник тюрьмы в «Приглашении на казнь» по Набокову – Борисов так тонко уловил эту сложнейшую интонацию, слово Набокова сумел перевести в жест. Чиновник в «Бесноватой» – это был спектакль по роману Достоевского «Идиот», тоже был эффектен, и Лев Борисов – в этом отношении родство с Олегом Ивановичем давало о себе знать – ноту Достоевского, расщепленный характер его героев тоже сумел сыграть. Через несколько лет Валерий Фокин ушел из Ермоловского, а Борисов остался и оказался театру нужен, необходим, его такой особый тип национального – русского героя, в котором и фольклорное начало, где и доброе, хорошее, подчас даже хулиганское, озорное начало, и при необходимости поднимается такая страшная, темная муть. Поэтому так кстати было его участие в «Царе Максимилиане», народной драме, написанной Алексеем Ремизовым по мотивам многих русских народных драм, и в «Прибайкальской кадрили» Гуркина, автора всенародно и навсегда, наверное, любимых героев пьесы «Любовь и голуби». В кино лучшие его роли – в фильмах «Вы чье, старичье?» по Борису Васильеву, «Смиренном кладбище» по Сергею Каледину – то есть те самые роли, где его национальный характер и тип героя были особенно и по-настоящему нужны.
«НГ»