0
1596
Газета Культура Интернет-версия

14.11.2011 00:00:00

Начало положено

Тэги: гасо, оркестр, юровский


гасо, оркестр, юровский Музыканты ГАСО аплодируют дирижеру.
Фото ИТАР-ТАСС

Владимир Юровский дал первый концерт с Госоркестром. Юбилейную программу, посвященную 75-летию оркестра, посвятили памяти Евгения Светланова. На следующий день еще один свежеиспеченный главный дирижер – театра Ла Скала – Даниэль Баренбойм вместе со своим коллективом исполнил в Большом театре «Реквием» Верди.

Концерт ГАСО рассматривался общественностью как явление событийное – слишком много профессионалов наблюдалось в зале, а дирижер Владимир Понькин лично подарил Юровскому букет – это вообще случай из ряда вон. Впрочем, маэстро восхищения заслуживает – хотя бы из-за своей выносливости. Накануне премьеры в Большом театре он дал концерт с Российским национальным оркестром – заменил заболевшего Инго Метцмахера, затем была серия «Руслана и Людмилы» (а это – практически каждый день в яме, с 19 до 23.30) и, наконец, по-настоящему дебютный – не только в новой должности, но и вообще первый – концерт с Госоркестром. Да еще с какой программой: сюита из «Жар-птицы» Стравинского и «Симфонические танцы» Рахманинова. Нельзя сказать, что случилось откровение и услышанные интерпретации захватили сердце критика, но можно с уверенностью констатировать, что дебют (не только дирижера с оркестром, но и наоборот – оркестра с дирижером) состоялся. И тут все-таки стоит отдать должное Марку Горенштейну, который, и это очевидно, держал оркестр в хорошей рабочей форме. Было впечатление именно коллектива, а не просто набора хороших музыкантов, где даже духовики – на очень приличном уровне. Добавим к этому коллективу дирижера не просто талантливого, но с точным – опирающимся не столько на интуицию, сколько на эрудицию – представлением того, чего он хочет, и получим залог для перспективного сотрудничества. Что касается прошедшего концерта, то, кажется, дирижер перемудрил со звукописью в «Жар-птице», отчего «Пляс Кощеева царства» совсем не был поганым (как у автора написано), а отдельные места «Колыбельной» в буквальном смысле убаюкивали (что продемонстрировал мой сосед – наверное, тяжелый выдался денек), и не вытянул пронзительное и драматическое целое «Симфонических танцев», хотя отдельные эпизоды обоих произведений звучали очень хорошо – была слышна очень внимательная работа оркестра. Музыканты, безусловно, старались, что в их ситуации понятно (они инициировали отставку Горенштейна): впервые за последние несколько лет на лицах музыкантов российских оркестров была видна заинтересованность. Будем надеяться, она не скоро исчезнет.

Для этого концерта Владимир Юровский пригласил Юлию Фишер – скрипачку экстра-класса, потрясающе виртуозную: «Поэма» Шоссона и «Цыганка» Равеля были исполнены практически образцово. Теперь задача художественного руководителя – пригласить дирижеров и солистов для будущих концертов оркестра (ибо сам он в этом сезоне проведет с ГАСО еще один концерт весной), и совпадут ли желания худрука пригласить именитых маэстро и финансовые возможности учредителя – вопрос.

Вместе в труппой Ла Скала выступили четверо солистов, двое из которых – наши соотечественники: бас Михаил Петренко, меццо-сопрано Екатерина Губанова, сопрано Красимира Стоянова и тенор Стефано Секко. Концерт посетила Светлана Медведева, вместе с ней в ложе находились руководители итальянского театра и гендиректор Большого Анатолий Иксанов, в другой ложе был замечен Дмитрий Хворостовский. Выбор сочинения для гастролей неслучаен: «Реквием» исполняли практически все худруки Ла Скала, это своего рода традиция – вывозить опус Верди на гастроли, в Москве его играли и Герберт Караян, и Риккардо Мути. И вот теперь – Даниэль Баренбойм, который официально вступит в должность музыкального руководителя Ла Скала 7 декабря – в день открытия нового сезона. К слову, первой постановкой станет «Дон Жуан» (с Анной Нетребко в партии Донны Анны), и этот спектакль покажут в Москве уже в 2012 году. А совсем скоро – в декабре – на гастроли в Большой приедет балет Ла Скала с двумя спектаклями – Excelsior и «Сон в летнюю ночь». «Реквием» же стал своего рода грандиозным ауфтактом к этому событию. Каждая линия – будь то вопль отчаяния, гнев, страх, вполне человеческое чувство утраты или скорбь – прозвучала с определенной долей театральности (то есть максимальной ясности образа), чего, в общем, и стоило ожидать от партитуры автора двух десятков опер и в исполнении коллектива одного из самых прославленных оперных театров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
765
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
949
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
868
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
867

Другие новости