0
1478
Газета Культура Интернет-версия

01.11.2011 00:00:00

Сезон театральной охоты завершен

Тэги: театр, фестиваль, грузия, стуруа


Гвоздем грузинской программы III Тбилисского международного театрального фестиваля, именуемой «шоу-кейс», стала последняя премьера театра имени Ш. Руставели – трагикомическая фантасмагория «Сезон охоты» Т. Чиладзе в постановке Роберта Стуруа. Он привлек огромное число зрителей, чему в немалой степени способствовал скандал вокруг имени опального режиссера (кстати, на спектакли, запланированные в ноябре, все билеты уже проданы). Но и спектакль не разочаровал.

Герои «Сезона охоты» балансируют на грани сновидения, фантазии и клипового сознания современного человека, напичканного голливудской кинопродукцией и новостной информацией о всяких кошмарах дня сегодняшнего. Границы между реальным и ирреальным миром как бы вовсе не существует, потому что непонятно, где начинается и заканчивается пьеса, сочиненная драматургом Але (Георгий Барбакадзе). Когда его возлюбленная, молодая актриса по имени Ия (Ия Сухиташвили) произносит текст своей героини, которую ей предстоит сыграть, и когда она делится собственными воспоминаниями, полубредовыми мыслями и страхами. Думается, в спектакле не только воссозданы сегодняшние реалии как таковые, но и раскрыта внутренняя вселенная актрисы. Ведь Ия – человек творческий, впечатлительный, а значит, наделенный особым воображением. Эта одинокая, по сути, женщина существует в придуманном, далеком от настоящего мире, в то же время ее сознание «у времени в плену». Страшного времени┘ На сцене – странная, потусторонняя атмосфера. Этот эффект достигается с помощью светового, звукового оформления. Действие происходит в каком-то синеватом мареве. Освещение постоянно меняется. Тревожную, звенящую тишину постоянно взрывают «молчаливые» телефонные звонки, сами по себе двигающиеся стулья, звуки разбитого стекла┘ Время от времени в квартире Ии появляются какие-то люди в белом, вооруженные автоматами (сон-явь?)┘ На наших глазах эти гангстеры (а кто же они?) расстреливают человека┘ Таково начало. Как и в других постановках Стуруа на современную тему, здесь тоже появляется некий протагонист, выражающий главный протест создателей спектакля. Вероятно, не случайно это – бомж, почти юродивый (Звиад Папуашвили). Именно он, свободный и «счастливый», как он говорит о себе, «хулиганит» в доме замученной Ии, «маскируясь» под шумное и голодное привидение. Бомж ничем и никем не связан, поэтому ничто не мешает ему смело и определенно высказываться, вступать в открытое противостояние с превосходящими силами зла, охотящимися за ним. Он называет себя «мужем Мэрилин Монро» и борцом за свободу, рассказывает о том, как накоротке общался с американским президентом. «Сумасшедший, – сказал ему однажды господин президент, – мира не существует┘ как и справедливости┘ Мир – это выдумка президентов!»

Перед расстрелом «борца за свободу» ставят к стенке, на которой написана самая абсурдная фраза XX столетия: «Забудь все на свете, и пей кока-колу!». Герой, с явным антиамериканским пафосом ратующий за сохранение национального самосознания, выступает против агрессивного навязывания стандарта «из-за океана» и с горечью констатирует духовное оскудение народа. Народа, когда-то создавшего «Витязя в тигровой шкуре», а ныне довольствующегося персонажами клипов┘

Ближе к финалу люди в белом все-таки расправляются с протагонистом, а потом┘ хладнокровно отрывают головы неким бессловесным персонажам-манекенам. Куча оторванных голов, сваленных на кровать, производит, надо сказать, сильное впечатление, подкрепленное страшными видеокадрами из кинохроники эпохи фашизма (трупы уничтоженных узников концлагеря, сброшенные в яму)┘ Показательно, что послушным орудием в руках убийц становится┘ Але, по их приказу «оторвавший» голову одной из жертв и добавивший ее в общую кучу.

Тем не менее, трагедия в финале спектакля как бы снимается: история завершается в духе шоу – по голливудским стандартам: к героине является прекрасный принц из мультфильма (Сандро Микучадзе-Гаганидзе). Правда, вместо хрустальной туфельки он надевает ей на ногу┘ кроссовку. Такая вот ирония – символ времени.

По-другому – через боккачиевский «Декамерон» – выразил отношение к «нашим временам» Леван Цуладзе. Когда в финале зрительный зал Тбилисского театра имени К. Марджанишвили накрывает, подобно водопаду, огромное полотно, становится, прямо скажем, жутковато. Между тем, по замыслу режиссера-постановщика, это – очистительная волна, обновляющая человечество, освобождающая его от скверны. Чтобы родился новый человек. Чистый и безгрешный как ребенок (он под занавес и появляется на сцене)┘ Потому что чаша людских грехов переполнилась, и даже молитвы оказались бессильны помочь человечеству. Так завершается эта сценическая история. История мира как история одного человека.

Также через классический сюжет размышляет о современности Автандил Варсимашвили, представивший в рамках фестиваля «Прекрасную грузинку» Гольдони (Свободный театр). Конечно, от оригинала в спектакле мало что осталось. Экзотический антураж, искрометный юмор на грани фола и сарказм, элементы стилистики комедии дель арте – это форма, за которой – глубокая печаль режиссера и автора сценической версии, потрясенного несовершенством соотечественников. И жесткая критика в их адрес. В первую очередь – осуждение разобщенности нации, в результате которой – в пьесе, конечно, – все герои погибают. Сцена «усеяна» трупами, и напрасными оказываются страстные призывы «прекрасной грузинки» Тамары (взрыв смеха вызывает в финале появление Тамары в образе Матери-Грузии – знаменитого памятника на вершине Мтацминда) объединиться.

Далеко не все стремятся актуализировать классику и приблизить ее к современности. Так, режиссер Давид Доиашвили, чей новаторский «Макбет» уже принял участие в нескольких зарубежных фестивалях и вскоре вновь отправится за границу, представил в этом году «Сирано де Бержерак» (Театр музыки и драмы имени В. Абашидзе) – эффектное зрелище, решенное в сугубо романтическом ключе. На сцене – роскошный белый альков, напоминающий цветок┘ Время от времени он раскрывается, и нам являются персонажи на подиуме.

В одной из сцен, которая разворачивается в кондитерской, из помоста вдруг вырастает гигантский торт, который позднее превращается в корабль. Доиашвили поставил спектакль про то, что любовь – это смертельная боль, источник страданий, но и – жизни. Саму любовь воплощают в спектакле аж пять актрис, предстающих в образе Роксаны. Роксаны - на разные случаи и повороты сюжета. А Сирано – один (Имеда Арабули). Вечный Сирано, пока мир стоит. Поэт-романтик, поэт-бунтарь, которого на протяжении всей его жизни сопровождают Музы.

А Леван Цуладзе представил в фестивальной программе еще одну свою работу – психологическую драму «Малина» К. Митани. В этом камерном спектакле, ставшем в нынешнем году лауреатом национальной театральной премии «Дуруджи», на крошечном пятачке сцены перед нами разворачивается традиционный, вечный конфликт двоих: драматурга и цензора. Казалось бы, ролевые отношения определены: цензор «душит» свободного художника, всячески старается подрезать ему крылья, подчинить идеологии и «требованиям момента», а жертва произвола, выполняя волю своего мучителя, невольно становится конформистом. Но не все так просто в пьесе Коки Митани. Цензор, человек, далекий от театра, сухой, начисто лишенный чувства юмора, диктуя драматургу свои условия, бесконечно внося поправки в текст его пьесы – пародии на шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта» (она называется «Джулио и Ромьетта»), ведя с ним настоящую войну за каждое слово, постепенно сам заболевает сценой и становится заядлым театралом. Вот такой неожиданный ход, которым, тем не менее, не удовлетворился Леван Цуладзе. Он назначил на роль цензора актрису (Нато Мурванидзе), а не актера, тем самым добавив новый нюанс. Теперь мы видим, как развиваются не только ролевые отношения цензора и писателя, но и взаимоотношения мужчины и женщины.

На фестивале зрители увидели сразу двух «Гамлетов». Один – традиционный, следующий каждой букве Шекспира, представил театр киноактера имени М. Туманишвили (постановка А. Амиранашвили). А моноспектакль «Мой Гамлет» в постановке Бесо Купреишвили (Театр пальцев) привлек внимание, прежде всего, необычным решением. Принца Датского сыграла Кети Цхакая. Признаться, только очень смелая и амбициозная актриса идет на подобный эксперимент (вспомним Аллу Демидову). В нашем случае – двойной! Дело в том, что партнерами актрисы по замыслу режиссера стали┘ куклы. Но и это еще не все: исполнительнице пришлось взаимодействовать с «неживыми» партнерами и даже озвучивать их, то есть перевоплощаться в разных персонажей трагедии – Гертруду, Клавдия, Офелию, Озрика, Розенкранца и Гильдестерна.

Еще один эксперимент с куклами: спектакль «Мандолина капитана Корелли», в основе которого – роман английского писателя Луиса де Бернье, сценическая версия Майка Марана. Режиссер Леван Цуладзе повторяет здесь свой собственный опыт, осуществленный им в спектакле «Дама с собачкой» А. Чехова – соединяет живых актеров, грузинских и английских, с куклами. Причем главные герои предстают то в образе актеров, то в обличии трогательных марионеток. Это история о любви, жизни и смерти, о кофе и козах, наполненная фирменным грузинским юмором. При том что события происходят в Греции, в эпоху Второй мировой войны. На сцене – греки, немцы и итальянцы, попавшие в мясорубку жестокой эпохи. В спектакле трагическое сосуществует с комическим, отчетливо звучат религиозные мотивы. Особенно впечатлили мириады зажженных в церковный праздник свечей и лик Богоматери. Этот спектакль сделан был совместными усилиями тбилисского театра имени Марджанишвили и британской театральной компании «Меркурий». Специально для тбилисского фестиваля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1283
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1019
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1001
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1244

Другие новости