0
1261
Газета Культура Интернет-версия

31.10.2011 00:00:00

В поисках утраченного имени

Тэги: выставки, москва


Проект классика arte povera и спецгостя Московской биеннале Янниса Кунеллиса S.T., то есть «Без названия», открылся на исходе фестивального смотра. Весной в Москве пару давних работ художника видели в рамках показа итальянского «бедного искусства», но предыдущая его персональная выставка прошла у нас 20 лет назад. Сегодня Кунеллис сделал site specific art – инсталляцию, специально предназначенную для Шоколадного цеха, и до последнего точно не было известно, как же это будет выглядеть.

Можно сказать, актуальность инсталляции Кунеллиса в том, что выглядит она страшно несовременно. Ровными рядами уложены черные поношенные пальто, «строй» их иногда нарушается не-в-такт-движением – конвульсивным? – согнутого рукава. В этот траурный драп завернуты позабывшие свой блеск и голос пожухшие трубы, потертые скрипки с виолончелями. Кладбищенскую картину надвое разрезают деревянные рельсы, посреди которых немо, как вкопанная, остановилась детская коляска. Что, кто там внутри – невозможно рассмотреть. Автор ничего не объясняет и даже не дает наводок: S.T. – senza titolo, «без названия» – вот описанная Роланом Бартом «смерть автора», место которого отдано интерпретатору-зрителю. И в этом – возвращение работы к современности.

Характерно, что новая работа Кунеллиса, живущего в Италии грека, создана именно для этого места и выглядит именно так. Во-первых, если память не изменяет, во время прошлой биеннале тут Марат Гельман показывал пермский свой проект «Русское бедное», вступающий в диалог с итальянским arte povera. Во-вторых, в эстетике S.T. есть параллели тому, что в Москве если и не считают своим, то все равно прекрасно знают. Из местного контекста вспомнятся Александр Бродский и Хаим Сокол – у них и «бедные» материалы, и сентиментальная лиричность, и точная пропорция недосказанности, которая не становится невнятностью, и авторство тоже нивелируется. Еще очевиднее параллель с Кристианом Болтански, который на I Московской биеннале развесил в «Руине» Музея архитектуры пальто – «Призраков Одессы», тоже про смерть и про память. Если Болтански, то не обойтись и без упоминания «Шанса», показанного им во французском павильоне 54-й Венецианской биеннале. Бежит лента конвейера с лицами новорожденных, счетчик фиксирует живых и мертвых, а на экране – случайно составленные фотороботы. Другой вариант сосуществования рождения и умирания.

Про инсталляцию Кунеллиса говорить бы долго, попутно открывая новые нюансы. Произведение то ли про печальное шествие гонимого народа, то ли – противоположный смысл – про марширующие ряды выдохшегося советского парада. Работа про трепет жизни и про страх смерти. Эпиграфом к проекту служит дантовское «Иди за мной, и в вечные селенья из этих мест тебя я приведу» – можно привести и мандельштамовское «Не разнять меня с жизнью: ей снится убивать и сейчас же ласкать». Укутанные в пальто инструменты могут быть знаком конца: музыка замолчала. А могут – надеждой на возрождение, как-никак музыка – душа, нужно просто вдохнуть в нее жизнь.

Обходя работу, понимаешь: ничего не произойдет, коляска не поедет, как вагонетка в «Сталкере», – но идешь. Нужно время, чтобы метафора раскрылась, а произведение разрешилось катарсисом. Этот катарсис, за описание которого брались многие, от Аристотеля до Выготского, получается из разряда напряжения между формой (обыденное, нестрашное старье) и содержанием (жизнь и смерть). Впрочем, какую трактовку предпочесть – дело наблюдателя, Кунеллис разыгрывает пьесу с открытым финалом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

0
1041
Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Ольга Соловьева

Для контроля перевозок на Крайний Север создадут цифровой мониторинг

0
1392
Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Дарья Гармоненко

Лидер эсэров возобновил поездки по потенциально успешным предвыборным регионам

0
1365
Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Михаил Сергеев

Льготные кредиты с апреля будут доступны для покупки жилья на вторичном рынке

0
1511

Другие новости