0
1236
Газета Культура Интернет-версия

31.10.2011 00:00:00

В поисках утраченного имени

Тэги: выставки, москва


Проект классика arte povera и спецгостя Московской биеннале Янниса Кунеллиса S.T., то есть «Без названия», открылся на исходе фестивального смотра. Весной в Москве пару давних работ художника видели в рамках показа итальянского «бедного искусства», но предыдущая его персональная выставка прошла у нас 20 лет назад. Сегодня Кунеллис сделал site specific art – инсталляцию, специально предназначенную для Шоколадного цеха, и до последнего точно не было известно, как же это будет выглядеть.

Можно сказать, актуальность инсталляции Кунеллиса в том, что выглядит она страшно несовременно. Ровными рядами уложены черные поношенные пальто, «строй» их иногда нарушается не-в-такт-движением – конвульсивным? – согнутого рукава. В этот траурный драп завернуты позабывшие свой блеск и голос пожухшие трубы, потертые скрипки с виолончелями. Кладбищенскую картину надвое разрезают деревянные рельсы, посреди которых немо, как вкопанная, остановилась детская коляска. Что, кто там внутри – невозможно рассмотреть. Автор ничего не объясняет и даже не дает наводок: S.T. – senza titolo, «без названия» – вот описанная Роланом Бартом «смерть автора», место которого отдано интерпретатору-зрителю. И в этом – возвращение работы к современности.

Характерно, что новая работа Кунеллиса, живущего в Италии грека, создана именно для этого места и выглядит именно так. Во-первых, если память не изменяет, во время прошлой биеннале тут Марат Гельман показывал пермский свой проект «Русское бедное», вступающий в диалог с итальянским arte povera. Во-вторых, в эстетике S.T. есть параллели тому, что в Москве если и не считают своим, то все равно прекрасно знают. Из местного контекста вспомнятся Александр Бродский и Хаим Сокол – у них и «бедные» материалы, и сентиментальная лиричность, и точная пропорция недосказанности, которая не становится невнятностью, и авторство тоже нивелируется. Еще очевиднее параллель с Кристианом Болтански, который на I Московской биеннале развесил в «Руине» Музея архитектуры пальто – «Призраков Одессы», тоже про смерть и про память. Если Болтански, то не обойтись и без упоминания «Шанса», показанного им во французском павильоне 54-й Венецианской биеннале. Бежит лента конвейера с лицами новорожденных, счетчик фиксирует живых и мертвых, а на экране – случайно составленные фотороботы. Другой вариант сосуществования рождения и умирания.

Про инсталляцию Кунеллиса говорить бы долго, попутно открывая новые нюансы. Произведение то ли про печальное шествие гонимого народа, то ли – противоположный смысл – про марширующие ряды выдохшегося советского парада. Работа про трепет жизни и про страх смерти. Эпиграфом к проекту служит дантовское «Иди за мной, и в вечные селенья из этих мест тебя я приведу» – можно привести и мандельштамовское «Не разнять меня с жизнью: ей снится убивать и сейчас же ласкать». Укутанные в пальто инструменты могут быть знаком конца: музыка замолчала. А могут – надеждой на возрождение, как-никак музыка – душа, нужно просто вдохнуть в нее жизнь.

Обходя работу, понимаешь: ничего не произойдет, коляска не поедет, как вагонетка в «Сталкере», – но идешь. Нужно время, чтобы метафора раскрылась, а произведение разрешилось катарсисом. Этот катарсис, за описание которого брались многие, от Аристотеля до Выготского, получается из разряда напряжения между формой (обыденное, нестрашное старье) и содержанием (жизнь и смерть). Впрочем, какую трактовку предпочесть – дело наблюдателя, Кунеллис разыгрывает пьесу с открытым финалом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
620
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
747
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
699
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
697

Другие новости