Наталья Синдеева: "У нас в коллективе всегда бурлит творческий процесс".
Фото автора
Она – владелец радиостанции «Серебряный дождь» и журнала «Большой город», совладелец портала Slon.ru, генеральный директор и основательница телекомпании «Дождь. Optimistic Channel». С медиаменеджером Натальей СИНДЕЕВОЙ побеседовала обозреватель «НГ» Вера ЦВЕТКОВА.
– Наталья, «Дождю» удалось сделать то, что в свое время сделала ночная программа Александра Гордона – вернуть ушедшего зрителя к телевизору. Нелегкая работа – тащить к доброму и вечному аудиторию, подпорченную ТВ последних десяти лет?
– Даже не с аудитории надо было начинать, а с себя. Я ушла с радио «Серебряный дождь», когда поняла, что «ребенок» вырос и его можно отпустить. Страшно было затевать альтернативное телевидение (и до сих пор страшно!), я боялась, что ничего не получится, что начнем, а это не заработает. Причем возникло сразу несколько поводов бросить начатое: экономический кризис, моя беременность. И в какой-то момент я приняла решение: все, останавливаюсь. Распустила людей – свою креативную группу. Настала самая ужасная неделя в моей жизни, вплотную подкралась депрессия. Совершенно случайно с прикроватной тумбочки мужа я взяла в руки книгу, открыла первую страницу... И обнаружила там следующий текст: если ты мечтаешь о чем-то стоящем, не имеешь права от своей мечты отказываться, потому что для ее осуществления открываются все коридоры – Вселенная тебе помогает; если же ты предашь мечту, шанса тебе предоставлено больше не будет. Утром я проснулась в отличнейшем настроении – никаких следов депрессии – и позвонила своим коллегам: «Встречаемся и продолжаем строить канал». У меня есть своя миссия – я это чувствую. И мне кажется, что она в том, чтобы заниматься ответственными медиа, и это для меня не только бизнес. Бывает очень непросто, это тяжелый рынок с высокой конкуренцией и жесткой борьбой за рекламодателя, но я знаю – все будет хорошо. Внутреннее понимание того, что я должна сделать этот телеканал, не обмануть ожиданий аудитории – думающей, неравнодушной, такой же, как я и мои друзья, переставшие смотреть телевизор, – придает мне силы и уверенность в успехе. К тому же это очень востребованная рекламодателем аудитория.
– Девизом остается «Не бойся включить телевизор»?
– Пока да. Следующий слоган нигде не записан, но действует железно: «Дождь» – канал без чернухи, желтухи и порнухи». Мы чувствуем ответственность за то, что выдаем в эфир. Медиа – мощный инструмент влияния на людей, на формирование их убеждений и настроений. Поэтому для нас важно делать социальные проекты. Так, например, мы сняли серию роликов «Все разные. Все равные», направленную на интеграцию инвалидов в общество, запустили антинаркотическую кампанию. На «больших» каналах, к сожалению, социалке уделяется совсем мало внимания, а многие сюжеты вообще не укладываются ни в какие этические рамки, что меня пугает. Если руководители телеканалов сами не чувствуют этого и не могут контролировать, то в это должно вмешиваться государство и регулировать этические нормы законом.
– Знаете, а вы пересекаетесь с речью Эрнста на каннском телевизионном рынке! Смотрите: «Телевидение должно объяснять людям время, дать коды поведения, сохранять баланс представлений о добре и зле».
– Звучит несколько неожиданно из уст Константина Львовича, но тем не менее это чистая правда. Он очень точно объяснил, почему появляются такие телеканалы, как наш. У традиционного телевидения снижается качественная аудитория и удержать ее можно только понятным, близким и соответствующим ей контентом. Телевидение должно стать производителем такого контента и донести его до зрителя любым способом – через спутник, кабель, цифровое или мобильное телевидение, Интернет. Недавно у нас была презентация телеканала для рекламодателей, мы в ней использовали некоторые цитаты Эрнста как эпиграфы и иллюстрацию того, что происходит на «Дожде». Хотя, конечно, он говорил не конкретно про нас.
– Я думала, стратегическая задача решена: вы с вашим талантом влюблять – давно влюбили в «Дождь» и аудиторию, и рекламодателей.
– Когда начнем себя окупать и зарабатывать – тогда она будет решена.
– А когда это будет? И будет ли?
– Не может не быть, в противном случае канал надо будет закрыть как неудавшийся проект! У нас «дорогой» и качественный зритель, который нужен рекламодателю, а значит, мы будем задорого продавать рекламу. Пока ее не так много, как хотелось бы. Надеюсь в течение года выйти на самоокупаемость. Я вижу потенциал и верю в то, что делаю.
– Цитирую вас: «Экономический успех есть залог свободы слова». Поясните – я до сих пор думала, что залог свободы слова – честь, совесть, патриотизм...
– «Залог», пожалуй, неточная формулировка... Что я имела в виду: если ты экономически слабый, то постоянно подпитываешься со стороны инвестора, и надо быть готовым к тому, что однажды тебе скажут: «Я хочу, чтобы вы сделали вот это...» Или: «Это мой бизнес, я хочу, чтобы вы показывали то...» Настоящая свобода слова возможна только в журналистском коллективе, инвестирующем собственные деньги в собственный медийный проект. И нет никакого владельца, который мог бы повлиять на редакцию. На «Дожде» я единственный владелец, и степень свободы «Дождя» определяется моими внутренними границами и пониманием свободы слова.
– Вот что еще из речи Эрнста мне показалось важным: «Психология родившихся после 80-го года сильно отличается, язык, который они воспринимают, – иной. Новая аудитория не готова вникать в смысл и суть».
– Все работающие на «Дожде» – рожденные после 80-го года. Они отличные, думающие, неравнодушные ребята с хорошим образованием, не потребители. Они создают продукт от и до: сами пишут, снимают, озвучивают и монтируют, работают в кадре. Но меня расстраивает и удивляет то, что некоторые из них – очень осторожные. У них нет ощущения «Я смогу, у меня получится!». Часто они работают с сомнением: «А можно ли? А стоит ли?» На нашем канале много возможностей для роста и развития, но не у всех хватает смелости и амбиций.
– А как вы набирали сотрудников, не с работных же сайтов брали кадры?
– По-разному. Люди возникали постепенно. Кто-то по рекомендации пришел, кого-то друзья позвали... Несколько человек просто написали мне хорошие письма в Фейсбуке, которые меня зацепили, я встретилась с ними и┘ Главное, чтобы люди были компетентны, мыслили и разбирались в том, о чем говорят. Да и ценности у нас должны быть общими.
– Телевизионных профи к себе не берете, опасаясь наработанных штампов?
– Берем, конечно, но все-таки большинство наших сотрудников раньше никогда не работали на телевидении. Мы проводили кастинги с профессиональными телеведущими, однако результат не порадовал. Хочется, чтобы на «Дожде» были думающие ведущие, умеющие писать, задавать вопросы и реагировать на ответы в прямом эфире, отсутствие штампов – тоже важный критерий. Еще одна причина того, что у нас мало людей с «большого» телевидения в том, что они привыкли совсем к другим условиям работы: крупным бюджетам, большому штату, неограниченным техническим возможностям. У нас же зачастую один человек – это и ведущий, и продюсер, и журналист, и если потребуется – оператор и постановщик. Более того, у нас ограничены технические возможности: всего один парк камер, мы по несколько раз в день перекатываем их с места на место, меняя точки съемки. Каждый раз мы разыгрываем шахматную партию: как перевесить свет так, чтобы.. как развести камеры так, чтобы...
– Знаете, чем поражает ваш канал? Вы не только ответственно относитесь к контенту, но и выходите из рамок «ящика» на улицу с полезными делами. Весной запустили проект «Велосипедная Москва».
– Да, мы решили – ну что мы вечно что-то от кого-то ждем? Будем сами менять мир вокруг себя. Не нравятся нам пробки – давайте пересядем на велосипеды и сделаем столицу комфортной для велосипедистов. Сняли красивые ролики, пустили их в эфире, расставили велопарковки по городу, устроили велопробег в парке Горького. Я пошла к префекту Центрального округа с предложением нарисовать на асфальте велодорожки – как, например, это делают по всей Европе. Оказалось, не все так просто. Сперва нужно поменять Правила дорожного движения, и только после этого можно построить – не нарисовать! – дорожки. А ближе к осени из мэрии сообщили, что проект «Москва велосипедная» находится в разработке и что к следующему лету дорожки будут построены. Вот пример влияния медиа на жизнь и среду.
– Последний вопрос: ищете ли вы локомотив для продвижения канала вместо ушедших «Гражданина и поэта»?
– Подобный драйвер очень нужен, и я думаю об этом. Но не получаются искусственно такие штуки, вот ведь в чем дело! У нас в коллективе всегда бурлит творческий процесс, и, надеюсь, подобный проект скоро родится.