Победительная Галина Вишневская.
Фото РИА Новости.
Галина Вишневская возраста не скрывает. Говорит, что его просто не чувствует. Цифры, конечно, с трудом поддаются осознанию: 60 лет назад ее приняли в Большой театр – подумать только, 60 лет назад! Но до и, конечно, после этого такая непростая жизнь, такие страшные дни и такие счастливые годы┘
Во время блокады она спаслась только благодаря мечтам, детский организм включил такое средство защиты: она забиралась в одеяла и воображала себя принцессой, да так этот «лесной царь» ее и унес, если бы не люди, которые ходили по квартирам – бабушка, которая ее воспитала (при живых родителях, которые не могли или не хотели быть рядом), умерла, обгорела. Наверное, эта уверенность в своих грезах, это желание во что бы то ни стало доказать, что никакая она не сиротка, и, может быть, даже отомстить – каждому, кто лишил ее детства. Она стала не принцессой – королевой. В театре ей практически сразу достались ведущие партии, с ней любили работать режиссеры и дирижеры, быть может, слегка недолюбливали коллеги – но ей это было все равно, зато обожала публика. Среди поклонников (причем горячих) были даже представители верхушки. Ее обожал муж – это знали все, большинство ими восхищалось, меньшинство, наверное, завидовало. Ростропович влюбился с первого взгляда (а как можно было пропустить такую красавицу?!) и добился ее, замужнюю, между прочим, – за четыре дня.
Она переживала: Славе не давали играть, особенно после того, как они поселили на своей даче опального Солженицына, и даже после того, как тот уже эмигрировал. Она подтолкнула его принять это леденящее душу решение – просить о творческой командировке. Чем она закончится, эта командировка? Но, кажется, даже в самом страшном сне они не могли представить, что у них отберут паспорта и лишат их родины, земли, травы, дома – выбьют фундамент из-под ног. Кстати, российские паспорта они так и не взяли: «Мы от родины не отказывались». Тогда казалось – это навсегда, разве кто-нибудь мог даже в самых смелых мечтах представить исторический зигзаг 90-х? Заграница с лихвой оправдала ее ожидания: Ростропович получил абсолютную творческую свободу. Высокие гонорары, высокие знакомства: на их золотую свадьбу приехала практически вся монаршая Европа. Сама Вишневская пела в лучших оперных домах и закончила свою карьеру на вершине – «Пиковая дама» в Парижской опере была ее последним спектаклем.
Значило ли это, что вся ее жизнь сосредоточилась на протирании пыли с роскошной обстановки их парижской квартиры (всю эту коллекцию купил русский бизнесмен и передал в дар государству; а пыль и правда Галина Павловна, по ее признанию, иногда вытирала сама)? Нет, конечно. Был еще период звукозаписи, а потом рухнул советский режим. Они вернулись. Для того, чтобы остаться. Галина Павловна загорелась желанием преподавать – но принципиально не так, как в консерватории. Она в буквальном смысле живет в своем оперном центре – ее квартира находится над классами. Аналогов оперному центру в мире, наверное, нет. У студентов (некоторые проходят огромный конкурс и занимаются бесплатно) и полный цикл занятий оперным классом, где воспитывают не только певцов, но артистов, но и собственный театр, где все как полагается – оркестровая яма, ложи, ярусы, где специально «на них» ставятся большие спектакли вроде «Бориса Годунова», «Кармен» или «Евгения Онегина».
Один из подарков к юбилею ей сделал Пласидо Доминго – он привез в Москву свой конкурс «Опералия», то есть 40 роскошных голосов, что пели и для жюри, и для слушателей, стосковавшихся по хорошему (и отличному) вокалу. Другие друзья Галины Павловны поздравят ее завтра в Концертном зале имени Чайковского на юбилейном концерте «Вишневская, vivat!». А накануне юбилярша представит новое издание нашумевшей в свое время книги «Галина. История жизни». Наверное, Галина Павловна нашла в себе силы описать последние десятилетия – так же, как и вся ее жизнь, полные отчаянно счастливых и невыносимо горьких моментов.