0
7138
Газета Культура Интернет-версия

24.10.2011 00:00:00

Наполовину полна или наполовину пуста?

Тэги: третьяковка, выставка, конструктивизм, татлин


третьяковка, выставка, конструктивизм, татлин «Нормаль-одежда» Татлина – в авангарде эпохи.
Фото автора

«Полукруглую», 125-летнюю, дату рождения одного из прародителей конструктивизма Третьяковка отмечает с опозданием на год. Празднуют скромно, но с претензией на размах. Выставка озаглавлена цитатой из критика Пунина «Бесконечная Татлин чаша великого». С претензией, потому что сюда свезли около 60 работ 1900–1920 годов не только из ГТГ, но также из РГАЛИ, Бахрушинского музея и частных коллекций. Скромно, поскольку в эти 60 не вошли главные вещи – а какой без них юбилей? Чаша оказалась полна наполовину – а может, наполовину пуста.

Татлин – контррельеф в искусстве и в жизни. Рельеф – оно понятно, первостепенный культурный персонаж. Контр – потому что был неуживчивым неврастеником. Контррельефами Татлин еще в 1914 году пробил дорогу в жизнь конструктивизму. В Третьяковке такие работы есть – нет почему-то на выставке.

«За неуспеваемость и неодобрительное поведение» его выгнали из Московского училища живописи, ваяния и зодчества – он ушел в моряки. И лишь потом добрался до Пензы, до училища художественного. Татлин по рождению был дворянин, по складу личности – человек-оркестр. Бандурист с видом юродивого красноречиво запечатлен современниками. Именно как певец-бандурист он получил премию на берлинской Русской кустарной выставке 1914 года, после чего отправился в Париж. Там познакомился с Пикассо, а вернувшись домой, взялся за контррельефы.

Человек-оркестр, истово веривший в правдивость пришедшего строя, Татлин хотел одновременно стоять за дирижерским пультом и быть всеми инструментами оркестра новой жизни. Он придумал не только неосуществленные памятники советской утопии, «Летатлина» да Башню III Интернационалу, которые, кстати, с восторгом растащили на цитаты уже современные художники. Татлин хотел участвовать во всем – от изобретения посуды, мебели и одежды до нового театра. В 1911 году художник оформил драму «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа» – один из ранних случаев, когда живопись авангарда заступила на театральные подмостки. На выставке имеются эскизы костюмов для постановки, не только для этой. Есть там и просто «нормаль-одежда» в виде мешковатых повседневных костюмов, и модель консольного стула, и даже чайный сервиз – тоже, правда, воссозданные.

Но в целом, если судить по тому, как сделана выставка, фонтанировавший идеями художник оказался вдруг эдаким середнячком. Поначалу писал картинки в духе времени, вполне себе бубнововалетскую живопись обнаженных, кубофутуристического «Продавца рыб», яркие натюрморты. Среди графических почеркушек – портрет Малевича. Сделан за пару лет до рубежной выставки 1915-го «0,10», где Татлин предъявил висячие угловые контррельефы (просто контррельефы впервые увидели в 1914-м), а Малевич повесил в красный угол «Черный квадрат». Отношения конкурентов обострялись: Малевич ввел беспредметное в живописное пространство, Татлин – в реальное.

В Третьяковке следом за Татлиным – зал с реконструкцией Рабочего клуба Родченко. Открывали их, кстати, в один день. Потом – постоянная экспозиция XX века, где и остались контррельефы. То, что пространственно они разобщены с выставкой, организаторы объясняют желанием привлечь публику к той самой постоянной экспозиции – с этим у музея сложности. Но в таком случае рассуждения про конструктивизм и про татлинские шедевры (с реконструкцией Башни III Интернационалу ясно – она велика и «проживает» в холле ГТГ) оказываются полны «гиперссылок». Что не на пользу экспозиции как единому организму – тут ведь все должно быть зримо, в объеме, а не только на бумаге. Ну, и стремившийся к объему Татлин выходит до обидного плоским.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
507
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2229
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1460
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1090

Другие новости