0
3132
Газета Культура Интернет-версия

20.10.2011 00:00:00

Главное, чтобы в музыке трепетал нерв

Тэги: музыка, опера, премьера


музыка, опера, премьера Композитор за работой...
Фото из архива автора

Дмитрий Крымов представил в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко оперу «Х.М. Смешанная техника». Вокруг этого опуса сразу же развернулась дискуссия – а опера ли это? Об этом корреспондент НГ Марина Гайкович поговорила с композитором Кузьмой Бодровым, автором музыки в «Смешанной технике».

Но сначала – пара слов собственно о спектакле. В прологе субтильная Анна Синякина невидящими глазами смотрящая в пустоту – на Собеседника? – захлебывается мелодиями из немецкой музыки: «Полет валькирий», Царица ночи, симфония Брамса и так далее. Затем следуют четыре новеллы. Первая, «Душ» - о бесконечном, удушающем одиночестве немолодой женщины, каждый вечер ее до безумия одинаков: она приходит домой с авоськой, насыпает корм коту, включает телевизор и жарит яичницу. Идет в душ и отводит душу: она, наверное, мечтает: за полупрозрачной занавеской героиня начинает летать, в то время как ведущий дурацких радиопередач (Максим Маминов) выходит из телевизора и поет итальянскую арию – под аккомпанемент музыкантов, которые расселись в тесной гостиной. Названная по аналогии с полотном Александра Дейнеки сцена «Будущие летчики» ≈ картина об ужасах войны и любого насилия, когда уже непонятно, кто и кого интересы защищает. Безоблачный день, на берегу реки играют два мальчика, украинка с тяжелым снопом затягивает песню «Ревет и стонет Днепр широкий» (Мария Гулик) - мелодию пронизывает тревожное фруллато духовых, затем треск вертолетов, на нее постепенно накладываются другие музыкальные пласты: марш гитлерюгенда (детский хор), слащавая песня «Соловьи, соловьи» (кого будут защищать эти желторотые юнцы?), исламская молитва террористов. Этот музыкальный «торт» подавляет – покруче, чем осознание того, что мужики с рогатками (в них превратились те самые мальчишки) стреляют по своим, и дома, и скот, и церкви превратив в мишени тира. Следующая сцена – искрометный джазовый дуэт двух очаровательных рыб, их исполняют артисты театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Мурадымова и Дмитрий Кондратков (другие участники спектакля – из труппы Крымова). Они плюхаются в бассейн, заходятся в любовном экстазе – но первый же поцелуй влюбленных прерывается бесцеремонными рыбаками, а джаз – полифоническим хоралом. Жениха выловили, воду спустили, невеста бьется в конвульсиях боли и отчаяния и – задыхается┘ Четвертая картина открывается известной «Колыбельной» из фильма «Цирк», а заканчивается плачем по всем погибшим (или нерожденным, как в случае с Рыбой из третьей картины, она тут же – в черном платье, держит на руках малыша) детям.

Музыканты из оркестра посетовали на критиков, которые считают, что музыка в этом спектакле играет прикладную роль. Ты согласен?

Я бы сказал, что музыка здесь имеет не такое значение, как в обычных операх, когда композитор пишет, а режиссер из музыки достает идеи. Здесь было по-другому. Сначала было написано либретто – а либретто у Крымова это – ход действия, без слов. Надо сказать, что конечный результат очень сильно отличался от первоначально задуманного. Потом началась работа в команде, это период поисков. Для «Будущих летчиков» нашли что-то украинское, потом выясняется, что это ерунда; начинаем заново. На песню «Ревет и стонет Днепр широкий» совершенно случайно вышли. Музыка в этом спектакле помогает выразить мысли Крымова, его идеи, творческую задумку. Я включился в этот творческий поток, решил попробовать – ведь ничего подобного я раньше не делал, мне было интересно сообща создавать музыкальную ткань, которая раскроет этот спектакль. Получилось как лоскутное одеяло, где присваивалось все – начиная от Доницетти, где я отталкиваюсь от известной мелодии романса из «Любовного напитка» и сочиняю арию в этом стиле, или Моцарта и заканчивая колыбельной из фильма «Цирк» ≈ все это стало нашим. Никто обычно не слышит, что молитва в финале – это та же колыбельная, только в очень медленном темпе и перегармонизована. Мы препарировали музыку, переплавляли одно с другим.

И все-таки это опера или спектакль с музыкой?

Формально, здесь много поют: есть хоры, сольные номера, ансамбли. Есть драматургия ≈ то есть между четырьмя сценами есть эмоциональная связь. Наконец, это произведение ставится в музыкальном театре. Получается, что это опера, но не совсем обычная. Да и вообще, что было в самом начале, когда опера зарождалась? Пропевание драматического текста. Что мы называем оперой сегодня? Есть оперы Моцарта, Вагнера, есть «Воццек» Берга, а есть «Девочка со спичками» Лахенмана, которую тоже трудно назвать оперой в общепринятом смысле.

Когда любовный дуэт резко прерывается и партнера избивают и уводят, у тебя резко начинает звучать духовная музыка. Церковь как олицетворение насилия? Miserere?

Нет-нет. Что может резко достать из одной реальности и окунуть в другую? Мы пробовали разные вещи, наконец, остановились на квази-ренессансной полифонии и я стилизовал этот фрагмент под моего любимого Палестрину. Текст Miserere, на мой взгляд, полностью отвечает ситуации – «Спаси нас»; а потом идет грегорианское пение «Плач пророка Иеремии» под звуки колоколов, точнее, там-тама. Это была моя композиционная задача. Его уводят, и на самом деле получается ритуал.

А джазовый дуэт – это цитата?

Тут интересная история. Я очень много слушал Армстронга, Фитцджеральд. Я взял маленький контрапунктик у Армстронга, который исполняется на трубе и соединил его с аккомпанементом из другой песни, продолжил, и сделал свое. Там много нарезок из разных песен, драматургия моя. После этого джаз опрокидывается в импровизацию одного исполнителя на двух саксофонах, такой авангардный джаз. После этого – квази-ренессанс и грегорианский хорал – точная цитата. Но мне бы хотелось, чтобы эта резкая смена стиля воспринималось не как контрастный душ, а как естественное продолжение. Это не полистилистика, это коллажная техника. Честно говоря, в этом проекте я рискнул. До сих пор я в своем творчестве действовал осторожно, а здесь понял, что соединять можно все что угодно с чем угодно. Это поле экспериментов, и работа с Крымовым – настоящее творческое удовольствие, драйв. Он фонтанирует идеями, и надо постараться не отставать от него и вдохнуть музыкальную мысль туда, в его образы. Он умеет одной метафорой, но очень точно выразить, чего он хочет.

Недавно ты написал сочинение для церемонии с участием Папы Римского┘

Это буквально свалилось мне на голову. Я ничего не сделал для того, чтобы там участвовать. Каждые три года в разных странах происходит встреча Папы с молодежью. И когда готовился этот проект, мои испанские друзья обо мне вспомнили и дали мой компакт-диск организаторам. Они послушали и сказали: «Пускай попробует что-то написать». Я написал Sanctus. Он прозвучал вначале на концерте, потом на площади при главном кардинале, а потом при самом Папе Римском, в присутствии королевы. Я влился в команду, которая отвечала за озвучивание церемонии. Был создан специальный оркестр, хор, выбран художественный руководитель, хормейстер, дирижер. Участвовало два композитора – испанский и русский. Музыки было много: я написал две композиции и около 15 работ аранжировал. Это было абсолютно счастливое время, когда полностью осознаешь, для чего ты применяешь свои силы. Немногие композиторы были удостоены такой чести ≈ Палестрина, например, работал рядом с Папой. И ты понимаешь, что каким-то образом ты соприкасаешься с историей. Папа, когда уезжал, пожелал, чтобы оркестр не распускали (он был создан на один проект), а сохранили. Сейчас вот заказали еще два номера – что-то вроде Рождественской оратории, которая будет исполняться в декабре в Мадриде.

Ты Папе руку пожал?

Это было невозможно, там был очень строгий протокол, уровень безопасности как на монаршей свадьбе в Англии. Мы имели право прохода только в определенные зоны. Папа был совсем близко, но возможности подойти к нему не было. Но некоторые даже причастились из его рук – счастливчиков определил жребий. Папа также исповедовал – но так как священника и мирянина разделяет ширма, определить, исповедовался ли ты Папе, было невозможно, а кабинок было штук десять. Я себе не могу представить, чтобы у нас проходило что-то подобное – собрать в одном месте два миллиона человек специально на приезд Папы – это абсолютно европейская традиция. Оркестр, кстати, из волонтеров состоял.

- У нас по телевизору показывали, что в Мадриде колоссальная волна недовольства, так как приезд Папы обошелся налогоплательщикамв круглую сумму.

- Ну а что еще у нас могут показывать, как ты думаешь? Я жил в центре Мадрида, да, там собиралось сто-двести идиотов, которые кричали «анти-папа». Телевизионщики просто создали эффект толпы. А то, что два миллиона человек со всего мира приехали, платили в гостиницах и ресторанах? Это же невероятное вливание в экономику страны.

Надо все это видеть своими глазами. Ни один человек не ушел с аэродрома из-за страшной бури.

Бури?..

Была жара неимоверная, а потом минут на сорок зарядил ливень. Церемонию прервали. Бенедикт XVI не шелохнулся – сидел под зонтом. Все это происходило на военном аэродроме. Люди там ночевали в палатках, и все было устроено – туалеты, палатки, медицинская помощь. Кстати, им было даже интересно, что к этому мероприятию пишет музыку человек из России.

А сам Папа об этом знал?

Знал. Там все через Ватикан согласовывалось, полный контроль.

Они что-нибудь попросили поправить?

Да, немного. Сказали, что отдельные места два миллиона не споют. В исполнении вся паства принимала участие. Ноты заранее раздавались по общинам, потом мы встречались в какой-нибудь церкви, я аккомпанировал на органе и мы разучивали текст, и уже на службе эти тысячи человек – подхватывали. Я побывал, кстати, в монастыре, где находится усыпальница королей. Там детский хор пел мое произведение. Представляешь, они учатся по певческим книгам XVII века! Они мне заказали мессу. Для них с удовольствием напишу.

Ты чувствуешь какие-то рубежные периоды в своем творчестве?

Судьба каждый раз подталкивает к чему-то более серьезному. Встреча с Дмитрием Крымовым перестроила мое мышление. Я понял, что теперь могу делать вещи, которые раньше по разным причинам не мог. Сочинить музыку для церемонии с участием Папы – огромная ответственность. Я развиваюсь, это точно, но меня развивают обстоятельства. Сейчас буду писать ансамбль по заказу Зальцбурга – произведение должно быть связано с Антоном Веберном. Здесь я могу по-другому себя повести: это не театральная и не духовная музыка, могу сугубо композиторские идеи осуществлять, делать, что хочу. Потому что в опере, например, были не только мои желания, а общее дело. А здесь будет моя лаборатория. Очень важно, чтобы композитора исполняли – неважно где, неважно кто, он должен слышать свою музыку.

Тебе, кажется, в этом везет.

Я не жалуюсь. Мне всегда в этом отношении помогал мой профессор – Александр Владимирович Чайковский, я ему очень благодарен.

Были трудные заказы, когда «не шло»?

Нет. Здесь есть некая заданность, которую ты с азартом начинаешь преодолевать. Например, есть один скрипач из Зальцбурга, мы с ним очень дружим, он исполняет сложную авангардную музыку. Но он проникся и моей музыкой, а ведь она другого направления совершенно. Я поначалу боялся ≈ а что для него написать? Даже пошел к Владимиру Тарнопольскому за советом, но тот сказал: «Самое лучшее средство ≈ писать, что хочешь. Если будет убедительно – ему понравится». Так, в общем, и вышло. Для них мои пьесы, конечно, диковинка. Не австрийская, не немецкая музыка. Они это называют русской музыкой.

Ты относишься к тем композиторам, которые сроки срывают?

Нет. Я даже стараюсь раньше срока успеть. Это просто вопрос организации.

Какие вещи тебя как для композитора самые важные?

В музыке всегда чувствуется, вне зависимости от того, в какой технике она написана, что в ней есть что-то живое, как будто нерв трепещет. Возьмем Ксенакиса, Кейджа или Орфа – внутри их музыки есть жизнь. Но в то же время это мастерски сделано. Эти вещи, как правило, взаимосвязаны. И когда все шестеренки начинают двигаться, они искры начинают высекать, и словно дух начинает их двигать. Поэтому когда мы со студентами анализируем – в последний раз, например, канонические вариации на рождественскую песню Баха – просто глаза на лоб лезут, от того насколько это с одной стороны музыкально и с другой – технично сделано, это фантастика просто. Как он дробит хорал, жонглирует фразами, разбивает, удлиняет, там ни одной ноты случайной нет. Наверное, это одаренность и есть. И, конечно, очень много работать. На одном творческом начале ты просто не выедешь. Элементарно не успеешь сочинить для оркестра, для оперного театра, когда надо очень быстро решать сложные задачи ≈ а это уже профессионализм. Этому нас в консерватории учат. Я считаю, что мне с учителями очень повезло. Я бы очень хотел их назвать: это мой профессор Александр Владимирович Чайковский, Валерий Григорьевич Кикта, у него я научился искусству инструментовки, Татьяна Наумовна Дубравская – с ней я занимался полифонией, это исключительно преданный делу человек, и Елена Владимировна Натансон, мой педагог по фортепиано.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
661
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2391
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1592
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1218

Другие новости