0
1462
Газета Культура Интернет-версия

17.10.2011 00:00:00

В головах границы

Тэги: владикавказ, театр


владикавказ, театр Жесткий диалог отца и сына в спектакле «Наемный вождь».
Фото предоставлено Северо-Осетинским академическим театром имени В.Тхапсаева

В минувшее воскресенье во Владикавказе завершился очередной, пятый по счету фестиваль театров Северного Кавказа «Сцена без границ». Совершенно справедливо жюри львиную порцию призов отдало спектаклю Лакского музыкально-драматического театра «Дом Бернарды Альбы». Он победил в трех номинациях из пяти объявленных: «Лучший спектакль фестиваля», «Лучшая режиссура» и «Лучший женский образ». Соответственно, наградили режиссера-постановщика Аслана Магомедова и Жинасат Динмагомедову, сыгравшую заглавную роль.

Вообще-то в этом спектакле можно было лауреатов и на все прочие награды найти, но Кавказ, как и Восток, – дело тонкое, посторонний, новичок – вроде меня – мгновенно сталкивается со множеством условностей, без которых местная жизнь давно бы уж провалилась в тартарары. Нет, правда. Я, например, сразу после спектакля «Дом Бернарды Альбы» послал эсэмэску Алисе Ганиевой, был уверен – ей будет приятно, написал, что потрясающий спектакль привезли из Махачкалы. Некоторое время спустя получил ответ: «Здорово. На лакском языке?» А я и не спросил, слушал перевод в наушниках, после спектакля переживал: совершенно ясно, и жаль, что ни «Золотая маска», ни другие наши московские фестивали этот спектакль в столицу не выберут, не привезут. Между тем – потрясающая культура, какие паузы с пропущенным в них током высокого напряжения, какая статика – не пустая, почти балетная красота мизансцен, музыка, которая звучит при закрытом занавесе, – редкий случай, когда в театре музыка не раздражает иллюстративностью, напротив, воспринимается как необходимость. Режиссер не боится пауз, не боится даже пустой сцены, оставить ее на какое-то время вообще без актеров, уверенный в том, что пустот эмоциональных не будет. Как много мелких деталей в игре, особенно старших актрис; кроме отмеченной премией Динмагомедовой надо назвать еще и Омарову, которая играет служанку Понсию, вызывая в памяти мастерство и ремесло, какими славились великие старухи Малого, Панкова например.

В Лорке, которого в России сегодня ставят реже, чем прежде, кавказские театры нашли родные, понятные мотивы, понятную и близкую силу страстей, накал эмоций. Другой театр, Дигорский драматический, показал «Кровавую свадьбу» в постановке молодого актера Северо-Осетинского академического театра имени Тхапсаева Гиви Валиева.

Из Тбилиси не было никого, это понятно, хотя Грузия, глядя из Владикавказа, – уже Закавказье. Зато из Грозного приехал Чеченский государственный молодежный театр «Серло», ему досталась награда «За лучший дебют». Руководитель – женщина, Хава Ахмадова. Поставила пьесу своего мужа Мусы Ахмадова «Ушедший за саваном». Перечисление недостатков спектакля заняло бы немало места, а несомненное его достоинство – в том, что театр рассказывает, часто – смеясь, о недавней истории Чечни. Герой, отправляясь за ссудой в банк, оказывается в стане повстанцев-сепаратистов. Автор сам был похищен, в середине 90-х сидел где-то в яме, то есть написал о том, что больно задело его самого. Это на их спектакле побывал однажды Рамзан Кадыров, и благодаря его участию театр получил государственный статус и, соответственно, финансирование. Площадки нет своей, но вот – уже побывали на фестивале и получили первую фестивальную награду. Хотя мы узнали, что прежде чем спектакль вышел, театр прошел несколько экспертных советов и далеко не все были в восторге от того, что «Серло» будет играть спектакль, в котором, мол, республика и ее граждане выглядят непарадно... Пришлось приводить им в ответ пример Булгакова, который любил Россию, но это не помешало ему... и т.д. Перед самым отъездом во Владикавказ разрешение на гастроли было получено от министра культуры Чечни. «Лучше пусть идут в театр, чем в горы», – слова, произнесенные на обсуждении спектакля, как-то растворили желание говорить об отдельных его недостатках.

На спектакле Ингушского театра – полупустой зал. Перед театром – несколько полицейских машин, нашу машину тоже останавливают, пристально разглядывают каждого. Я снова проявляю неосведомленность, для хозяев, наверное, оскорбительную, но на Кавказе это сразу чувствуется, с первой минуты и до последней, гостям прощается многое. Мне без кровавых подробностей напоминают о событиях 1991–1992 годов. Тут только понимаешь действительную ценность таких фестивалей – конфликт ведь и по сию пору не считается урегулированным, а театр – уже может приехать. Да, с соблюдением чрезвычайных мер предосторожности (из гостиницы после ужина труппу к автобусам провожал спецназ), но приехал, играл. Министры культуры Северной Осетии и Ингушетии, две красивые женщины, сидели рядом за одним столом.

Владикавказский театр играл трагедию своего классика Геора Хугаева «Наемный вождь». Глубокая древность, V век нашей эры, аланы, предки осетин, служат наемниками у римского императора. Анатолий Галаов в роли вождя Ардабура монолог, который он произносит во втором акте, играет с шекспировским размахом. Такой, это ясно, мог бы сыграть и Лира, и Клавдия, и Отелло, но также и шута в «Лире», и Фесте в «Двенадцатой ночи». И зал, до того терявший внимание – не всегда было понятно, с какой стати публике рассказывают этот старинный сюжет, – мгновенно замирал, откликаясь на настоящую живую эмоцию и увлекаясь живой игрой.

Владикавказ–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
674
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2405
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1603
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1229

Другие новости