Театр кукол им. С. В. Образцова провел VI Международный фестиваль театров кукол «Образцов-фест» и заодно отметил два юбилея - 80-летие деятельности и 110 лет со дня рождения основателя. На форум съехалось около дюжины театров из России, Англии, Португалии, Белоруссии, Чехии, Польши, Дагестана, был даже театр из Латинской Америки. Помимо разнообразия техник (перчаточные и тростевые куклы, марионетки, куклы на шарнирах), на фестивале можно было увидеть все форматы – от простого балаганчика до лаборатории психоделических объектов.
«Полюс» Белостокского театра кукол (Польша) по драме Владимира Набокова уже получил Гран-при Международного фестиваля театров кукол в Екатеринбурге. Представьте, на черной стене разрастается конус света, в котором проносятся бледные миражи полярных пустынь, и как будто бы сквозь него же в зал льется саднящая, колющая тысячами иголок психоделика литовского композитора Антанаса Ясенко. Занавес открывается, и в глубине, в мертвенном голубоватом свете дрожат гомункулусы, полярники, замерзающие среди льдов и делящиеся ощущениями от поцелуев смерти. Только выходя из палатки в снежную пустыню (на сцену она спускается сверху в виде секторов, усыпанных синтетическими волокнами), они превращаются в кукол, в безликие, безвольные фигурки, чьи движенья медленны, скованны, деревянны, как и мысли, проплывающие в пограничном состоянии сознания. Актеры управляют куклами без нитей, просто и как бы примитивно передвигая их конечности руками, однако это близкое, глубоко интимное обращение похоже на работу самого главного Режиссера.
Помимо неувядающего «Необыкновенного концерта», ГАЦТК сыграл в фестивальной афише премьеру, ознакомительно-экскурсионное представление «Гран-вояж: драконы, демоны, герои» режиссера Екатерины Образцовой. Двухактный спектакль готовили два года, он как ревю или попурри, как новый и уже в совсем ином смысле необыкновенный концерт, собран из сценок кукольных театров разных традиций и культур. Вот, вам на фоне пурпурно-золотистой ширмы рыцари в блестящих доспехах, лев и прекрасная дама, кивающая из окна – это сицилийская сценка. Вот, огромные веера с аистами и криптомериями – прилежная японка ждет домой своего неверного самурая, влюбившегося в соседку. Вот, крючконосый коварный Мефистофель соблазняет доктора Фаустуса, а в следующем акте вокруг костра водят хороводы свирепые маски языческих демонов.
С большим успехом отыграли яркую, ироничную интерпретацию «Пиковой дамы» Гродненского областного театра кукол, в которую режиссер Олег Жюгжда, ничтоже сумняшеся, ввел - среди других героев «Пиковой дамы», еще и Пушкина с Чайковским, которые придали описываемым событиям почти документальную достоверность. А перед спектаклем - провели ликбез знаменитой карточной игры, доведшей Германна до психушки, в числе прочего, объяснив значение слова «понтировать». Оказалось, что никаких премудростей (как в винте или покере) там нет: все сводится к простому – «судьба – не судьба». Интересно, что грань между куклами и актерами – их «двойниками» была стерта полностью: перевоплощение происходило каждую секунду. Ценным показалось то, что актерам удалось тонко, интеллигентно синхронизировать трагическую и комическую доли.
Гоголевскую тему «задели» сразу два театра – театр «Марионетки, куклы и актеры» из Португалии («Нос») и Сахалинский областной театр кукол («По ту сторону Гоголя»), создатели которого попытались с помощью знаменитой переписки писателя с друзьями передать хронологию его духовных поисков. Но, конечно, больший интерес публики привлекла шутка в одном действии «Медведь» Костромского театра кукол, в этом году ставшая лауреатом «Золотой маски». Удивительно, но при всей виртуозности актёров, манипулировавших марионетками, отражавших тончайшие чувства героев, показалось, что обаяние спектакля целиком зависит от голса Сергея Гармаша, озвучивавшего главного героя. Не спасла даже идея нестандартной внешности кукол: помещик Смирнов похож на сельского мужичка-рыболова, а вдовушка Попова – на томную графиню из дамских романов (которую она, впрочем, и пытается изображать). После спектакля почему-то очень захотелось пересмотреть известный фильм с участием Михаила Жарова и Ольги Андровской.