0
1764
Газета Культура Интернет-версия

10.10.2011 00:00:00

Вслушаться, чтобы понять

Тэги: винзавод, выставки, концерты


винзавод, выставки, концерты Последняя репетиция перед премьерой.
Фото РИА Новости

Концерт оркестра Musica Viva в филармоническом абонементе и открытие «Платформы» на Винзаводе только на первый взгляд казались событиями «из разных опер». На деле оказалось – из одной.

Владимир Юровский репетирует «Руслана и Людмилу» Глинки – первую премьеру на исторической сцене Большого театра. Но первое его выступление в Москве в этом сезоне прошло с оркестром Musica Viva – концертом в рамках филармонического абонемента «Шедевры и премьеры» коллектив открыл свой сезон в Москве. Сначала прозвучали «Бранденбургский концерт» Баха, вариации для оркестра Веберна и его же переложение ричеркара из «Музыкального приношения» Баха. Затем – виолончельный концерт и Четвертая симфония Онеггера. В первом сочинении Юровский сел за клавесин, а худрук Musica Viva Александр Рудин оказался за оркестровым пультом. Само исполнение можно отнести в ряд музыкальных забав: играли вдохновенно, местами фальшиво, но с наслаждением.

А вот дальше Юровский, известный как дирижер-интеллектуал, большой поклонник редких музыкальных вещиц и пропагандист новой музыки, вышел к микрофону. Пауза была обусловлена необходимостью сменить дислокацию оркестра, переставить стулья и пульты. Но дабы не оставить слушателей, которые уже было расслабились на милом домашнем Бахе, в полной тишине, дирижер взял слово. И попытался объяснить, что предстоит услышать далее. Рассказал и про колоссальную важность этого опуса для всей музыки, которая была написана после Второй мировой, и про структуру (12 звуков в определенном порядке), и про пуантилизм, не произнося этого термина, а предлагая воспользоваться микропаузами для осмысления кратких прозвучавших фрагментов. А затем сказал, что вариации Веберна – то загадочное сочинение, которое сейчас прозвучит так, а в следующий раз иначе. Заявление довольно спорное, поскольку должно звучать только так, как композитор написал. Музыканты исполнили вариации довольно осмысленно. А после поклонов и аплодисментов дирижер вновь вышел к микрофону и сообщил, что вот сейчас у публики есть шанс убедиться в его правоте: играем еще раз, и это будет по-другому. «Как-то неприлично расписываться в том, что с первого раза не вышло», – говорю я пресс-секретарю оркестра. «Неправда, он просто пытается, чтобы слушатель лучше понял музыку». Классический разговор критика и пиарщика. Впрочем, со второго раза получилось и правда еще более точно и стройно. В чем-то дирижер даже прав: восприятие современной музыки можно воспитать только путем наращивания опыта (при условии концентрации на услышанном) – тогда сочинения не будут казаться случайным набором звуков. Собственно, к этому и призывал Юровский, когда говорил: «Попытайтесь в микропаузах осмыслить услышанное». В этом смысле (ибо просветительская функция дирижера не просто свелась к грамотному составлению программы и качественному исполнению) концерт Musica Viva – явление событийное.

Другое событие в области современного искусства тоже случилось на этих выходных. На Винзаводе стартовала «Платформа» – проект Кирилла Серебренникова, который можно назвать лабораторией современного искусства с включением разных жанров – музыки, театра, медиа-арта. Первое представление называется «Арии»: в качестве основы взяли классическую музыку – материал, надо заметить, неблагодарный для подобных экспериментов. Режиссеры и хореографы представили мини-спектакли. 12 арий с эпилогом составили культурный календарь, каждому номеру соответствовал месяц. В качестве конферансье записали на видео обитателей Курского вокзала. В паузах Серебренников томным голосом читал стихотворения Маршака (словно специально для Всеволода Чаплина).

Целое складывалось непросто – слишком неоднородны по содержанию и качеству исполнения были составляющие. Константин Шушаков так выразительно исполнил «Лесного царя» Шуберта (постановка Галю Солодовниковой), что строчки перевода и антураж – старик с трясущимися руками и проводами капельниц – не добавили этому исполнению ровным счетом ничего. К тому же старик с последними нотами падал замертво, а это вообще банальность. В течение монолога Бориса Годунова «Достиг я высшей власти» (бас Александр Киселев, постановка Дмитрия Врубеля и Дмитрия Тимофеева) на заднем плане клеили постер: в кульминации, одном из самых гениальных мест оперы Мусоргского, зал начинает смеяться – наконец появились две головы, Путин и Путин. Постановщики, на такую реакцию безусловно рассчитывавшие, музыкальное содержание арии учли в последнюю очередь. Да и вариации на тему тандема уже оскомину набили.

Но были в череде номеров и две находки. Француз Давид Бобе придумал сцену, отразившую высокий градус внутренней чувствительности музыки Перселла, казалось бы сжатую консервативной «рамочной» формой (вариации на неизменный бас). Практически содомическая сцена (все со всеми, в разных позах, но очень медленно и очень красиво) благодаря мягкому свету двух прожекторов, которые вдруг высвечивали ту или иную пару, превратилась в гимн┘ одиночеству, о чем, собственно, и поет героиня оперы «Королева фей» (в финале она, наблюдающая оргию со стороны, остается на постели одна). Это пример погружения и точного попадания в материал. Другой номер – ария Фарлафа из «Руслана и Людмилы» в постановке Владимира Панкова и в исполнении студии SounDrama. Это пример лаборатории современного искусства, пример настоящей работы с материалом, когда цель – не просто осмыслить предлагаемый материал (в данном случае – арию, когда твоя работа, в общем, не отличается от режиссера в оперном театре), но сделать его предметом исследования современного искусства (чему и посвящена будущая деятельность «Платформы»). Итак, виртуозную арию Фарлафа, которую Глинка написал для самого непоровотливого голоса – баса, Панков представил в виде звенящей рождественской песенки (и месяц был – декабрь), которая в процессе трансформировалась в скандирование и истошные крики. Что-то (вроде животного храпа) было, конечно, лишним, но в целом – да, этот номер сложился. Того же пожелаем и «Платформе».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1798
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1523
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1332
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
971

Другие новости