Будем надеяться, Сергей Капков не повторит ошибок своего предшественника.
Фото РИА Новости
Сергея Худякова отправили в отставку. Новым руководителем департамента культуры Москвы назначили Сергея Капкова, с августа – заместителя Худякова. А Худякова направили на новую руководящую работу, он теперь – директор музея-заповедника «Коломенское». Хотя справедливости ради такой должности в Москве нет, следовательно, Худяков с прошлой недели будет руководить Московским государственным объединенным художественным историко-архитектурным и природно-ландшафтным музеем-заповедником, куда помимо «Коломенского» при прежнем директоре и при Худякове были подключены еще Измайлово, Лефортово, Люблино. Как будто для себя и готовил. В общем, самое время сказать: отставка Худякова – пример и урок другим чиновникам.
Можно плохо работать. Можно не обращать внимания на разгорающиеся конфликты. Уже пишут письма актеры Театра Маяковского, уже в театре разброд и шатания, но официальных сигналов нет, всё – на уровне звонков и пересказов. В департаменте и не торопятся. К чему суетиться? Вот когда взорвется, тогда и будем решать проблему┘ Решали долго. Дождались, что о конфликте части труппы с худруком Арцибашевым говорила вся Москва, радуясь: и у них – вон какие свары┘ Свары и у них, но разрешить ситуацию умный менеджер поспешил бы пораньше.
Худяков никогда не спешил. Спешка, конечно, нужна только при ловле блох, но конфликты, конечно, следует решать до того, как они вырываются в публичное пространство. Такая возможность почти всегда была. Ни разу Худяков ею не воспользовался.
При нем из Москвы уехал лишенный всех своих должностей и своего театра выдающийся режиссер Анатолий Васильев.
При нем Театром имени Станиславского долго, до неприличия долго руководила Татьяна Ахмаркова, и тоже – вся Москва уже обсуждала: режиссер она талантливый, слов нет, но на репетицию приходит┘ не в том состоянии, когда можно репетировать. Наконец сняли, дождавшись окончания ее контракта, позвали Александра Галибина. Ни о какой программе не спросили – все новые назначения новых художественных руководителей происходили в результате какого-то чиновного своеволия, ни один не представил программу, которая бы могла быть потом предъявлена: обещали? – почему не сделали? Или – наоборот: обещали – сделали, поэтому контракт с вами продлевается. Когда в Театре Станиславского разгорелся скандал, когда пошли письма и департамент собрал конфликтную комиссию, комиссия предложила продлить контракт с Галибиным. Но не на год, а минимум – на два, лучше – на три, за год в театре ничего не успеешь, а год в конфликтной ситуации воспримут как подачку и реверанс в сторону тех, кто «против» худрука. Так и вышло.
Вместо Галибина назначили Валерия Беляковича. Белякович – хороший режиссер, профессионал, создатель Театра на Юго-Западе, но начинает он свою работу в Станиславского с того, что переносит на Тверскую свои спектакли, названия, которые уже много лет с успехом идут на Юго-Западе. Как так? Ведь примерно за это совсем недавно расставались актеры Маяковки с Арцибашевым? То есть за что одного снимают, то прощается другому, хотя ясно – и тут аукнется. И откликнется. Иначе не бывает.
Конфликт с Юрием Петровичем Любимовым – та же история. Сам тому свидетель – Юрий Петрович весьма убедительно перечислял беды департамента культуры на встрече театральных деятелей с Сергеем Собяниным. Худяков сидел весь красный, ждал, что спросят – как же так?! Нет, не спросили. Пожалели. Перешли к следующему вопросу.
Сняли директора в Театре Станиславского – назначили нового, вроде начал работать, вроде бы все довольны, через год его снимают – следующего назначают. Сняли вдруг – тоже безо всяких объяснений – директора театра «Школа драматического искусства». Скажите – что он такого сделал плохого? Ни слова, никаких объяснений. Тихонько, серой мышкой – мимо улыбаясь уже новому мэру┘ Зачем объяснять что-то, когда ценят не это. Главное – лояльность.
Отставка Худякова – урок всем чиновникам. Дело – не главное. Главное – не высовываться. Не надо вступать ни в какие объяснения, не надо продумывать кадровую политику, делай – что хочешь, главное, вероятно, не спорить с начальством, быть верным. И – все будет хорошо. Тебя если и снимут, так тут же и назначат на новое хлебное место. Это для театра, для журналистов, может быть, Худяков имел какие-то недостатки, более или менее серьезные. А начальству с ним было удобно. Хороший подчиненный! Вот и оценили.
А в остальном – среди назначений последних месяцев, даже лет, на московском и на самом федеральном уровне кадровая перестановка в департаменте культуры Москвы, пожалуй, самая ожидаемая, без интриги. 22 августа вышло распоряжение мэра Москвы Сергея Собянина о назначении Сергея Капкова (параллельно его работе в Парке культуры и отдыха имени Горького) заместителем председателя руководителя департамента культуры Москвы. Стало ясно, что он в какой-то момент сменит на этом посту Сергея Худякова. Это все равно как если бы Горенштейна, накануне снятого из Государственного академического симфонического оркестра, в какой-то момент «подстраховали» и «подперли», скажем, Темиркановым или Гергиевым. И даже дату назначения узнали заранее – 28 или 30 сентября. Так и вышло.
Несколько месяцев назад в Петербурге я стал свидетелем разговора как раз о Худякове. Кто-то заметил, что над ним сгущаются тучи, другой собеседник – высокопоставленный чиновник из окружения прежнего губернатора тут же вспомнил: в прошлый раз, когда собрались снять Худякова, за него вступились руководители театров, московских музеев┘ В этот раз никто его защищать не станет, заверил их я. Тогда – было за что, а теперь – не за что. Худяков стал другим, следовательно, и цена ему – другая. Защищать его не стали, но вот, судя по новому его назначению, рыночная цена чиновника – вопрос неоднозначный.