0
11938
Газета Культура Интернет-версия

27.09.2011 00:00:00

Без окон, без дверей полна горница людей

Тэги: мхт, премьера


мхт, премьера Сцена в театре. Герой Игоря Золотовицкого (слева во втором ряду) просит деньги у Ветровой (Ксения Лаврова-Глинка), а Станислав Дужников и Эдуард Чекмазов изображают меломанов.
Фото с сайта МХТ им. А.П.Чехова

Гришковец – мастер монологов, но новая его пьеса «Дом» не первая, где имеется список действующих лиц. Сергей Пускепалис – режиссер спектакля – еще недавно был главным в Ярославском академическом театре драмы имени Волкова, сейчас – на вольных хлебах. Они соединили усилия, и на Малой сцене МХТ вышел спектакль «Дом», главную роль играет Игорь Золотовицкий.

У Золотовицкого нынешняя осень – прямо-таки болдинская. В сентябре сыграл сперва Берлиоза в премьере «Мастера и Маргариты», а затем и главную роль в «Доме» по пьесе Евгения Гришковца и Анны Матисон. Да, Гришковец всякий раз подчеркивает, что эта его история, как и потом – сценарий фильма «Сатисфакция» – написана в соавторстве. Редкий случай – даже те, кто ругает «Мастера и Маргариту», Золотовицкого хвалят, выделяют особо. В «Доме» он тоже хорош. Кстати, пьесу эту в Москве уже ставили, она до сих пор идет в другом театре, а в МХТ, можно предположить, появилась во многом как раз благодаря Золотовицкому, который играет, и не первый год, на Малой сцене МХТ в другой пьесе Гришковца, в «Осаде», а кроме того, с самим Гришковцом – в спектакле-диалоге «По По», в театральном центре «На Страстном». И надо сказать, усилия не пропали даром, пьеса оказалась не для однократного применения и в спектакле МХТ открылась «другим своим боком».

Сюжет, как почти всегда у Гришковца, очень прост, немудрён: героя охватывает, как недуг, желание обзавестись домом, но зарплаты врача и всех его накоплений на дом не хватает, и спектакль превращается в одиссею, в походы по друзьям с просьбой дать в долг. Как всегда почти, Гришковец не пытается выйти за рамки диалогов, разговоры двоих – то, что ему удается, он знает: массовые сцены и не нужны, когда речь об интимном – о деньгах. Дай в долг! – Не дам. Коротко – именно так, к такому знаменателю можно свести два часа спектакля.

Пускепалис – как режиссер – чувствует смешное, умеет рассмешить, что можно назвать редким талантом. Можно в этом убедиться – в «Современнике» он поставил спектакль по пьесе француженки Ясмины Реза «Бог резни», той самой, по которой снял фильм Роман Полански и имел в сентябре успех с этой новой картиной на фестивале в Венеции... Очень смешной спектакль! Но тут же хочется применить к режиссеру известную пушкинскую мысль. Пушкин говорил: Отелло от природы не ревнив – напротив: он доверчив. Так вот Пускепалис – недоверчив, он не верит, что в пьесе достаточно всего того, что способно увлечь зрителя, не дать ему заскучать на протяжении целых двух часов. И вот для каждого собеседника главного героя, для каждого его товарища, друга (герой Золотовицкого обращается только к друзьям, в ком не сомневается – поймут, дадут; вот он как раз очень доверчив!) режиссер сочиняет целый номер, почти цирковую репризу, поэтому каждый характер заостряется до какого-то предела и даже уходит за пределы.

Скажем, первый друг (его играет Эдуард Чекмазов), знакомый не понаслышке с проблемами жизни в отдельном, частном доме, в спектакле превращен в строителя, даже каску носит и Золотовицкому, кажется, тоже вручает каску, из чего можно заключить, что встреча их происходит на стройке. Однако далеко не во всем герой Чекмазова следует правилам безопасного поведения на стройплощадке. Пока идет диалог, а идет он, вероятно, не час и не два, первый друг крепко напивается и к концу разговора уже лыка не вяжет.

Следующий, второй друг Игоря (Станислав Дужников) – превращается в генерала милиции. Дужников и так-то смешно играет, а когда форму натягивает, так выходит еще смешнее.

Встреча со старой, но вполне еще молодой приятельницей (Ксения Лаврова-Глинка) разворачивается в театре, на оперном спектакле, и снова режиссер выстраивает целый этюд на тему «разговора вслух в неположенном месте». Смешно, даже глупо спорить с этим, неясно, правда, зачем, поскольку ни сюжет в целом, ни данный конкретный диалог в таком расцвечивании явно не нуждается. Но тут же вспоминаешь, что искусство вообще по определению бесцельно. Может, стоит отдаться на волю чувств, хохотать в удовольствие и радоваться, что текст не теряется в этих бесчисленных гэгах и сальто-мортале?

Бывший однокурсник Игоря, врач, которого играет Сергей Беляев, в процессе разговора поедает принесенные из дома сомнительные съестные запасы, очевидно, экономя на еде... С какой стати герой решил просить у него в долг? Такой не даст, потому что самому не хватает, это ясно с первых его слов и первого же его движения – в портфель, за супчиком в пластиковой коробке. Но опять же: играют смешно, потому прощаешь нестыковку, хотя в принципе эти все цирковые репризы к Гришковцу не имеют никакого отношения. Но это обстоятельство и даже понимание, что это «не совсем Гришковец», а что-то в спектакле и вовсе – «против Гришковца» (к примеру, драматург на дух не переносит мат, а в спектакле много лишних, благоприобретенных слов), – всё это, как ни странно, не мешает получать удовольствие от игры всех – и Золотовицкого, и Беляева, и Дужникова, и Юрия Кравца в роли третьего друга, и Кристины Бабушкиной в роли жены героя. И – как пишут в титрах – отдельная благодарность демонстрирующим какой-то несегодняшний, высочайший класс мастерства Алле Покровской и Владимиру Краснову, которые сперва смешат, доводя до колик, играя тещу и тестя Игоря, и тут же, без паузы, – с тою же силой трогают до слез в ролях почти метерлинковских бабушки и дедушки героя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
919
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
1356
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
895
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
926

Другие новости