Инсталляциям в ЦДХ просторно.
Фото РИА Новости
Как обычно, выставка представляет актуальных художников, соревнующихся за независимую премию в области современного искусства в трех позициях – просто «Проект года», «Молодой художник. Проект года» и «Медиа-арт. Проект года». Художников 40, на кону соответственно 40, 10 и 7 тыс. евро. Экспозиция открыта до начала октября, победителей объявят в декабре.
Едва ли в данном случае уместно говорить о сближении частной инициативы – Премии Кандинского – с государственной институцией – Третьяковской галереей, – но в экспозиционеры выставки позвали кураторов из Третьяковки Кирилла Светлякова (завотделом новейших течений ГТГ) и Кирилла Алексеева. Ирония судьбы, иначе не скажешь – особенно учитывая тот факт, что к Третьяковской галерее после громкого увольнения Андрея Ерофеева в 2008-м то и дело высказывают претензии – мол, с contemporary art там теперь не очень. Но Ерофеев был в прошлом году, теперь – те, кто и в Третьяковке распоряжается современным искусством после него.
Прежде всего некоторое недоумение вызвал принцип номинирования – впрочем, члены жюри объясняют, в регламенте такое разрешено. Номинаций всего три, и кто-то с разными проектами пробует «пробиться» в две из них. Два проекта у Антона Литвина, у Анастасии Рябовой, у Татьяны Ильиной (причем оба с социальными проблемами). Игорь Чиркин, с одной стороны, соавтор (вместе с Алексеем Подкидышевым) инсталляции «Шепот», с другой – архитектор всей «премиальной» экспозиции в ЦДХ. Свидетельствует ли все вместе в очередной раз о нехватке новых/просто достойных имен на арт-сцене – вопрос организаторам. Справедливости ради нужно сказать, отбор осуществляется по анонимным слайдам – для большей объективности. Иногда это, как выясняется, чревато: «отбраковали» соц-артиста Александра Косолапова, сочтя, что присланная заявка – лишь плагиат на Косолапова.
Собственно, экспозиция – лишь промежуточный между отбором и награждением этап. И рассматривать ее как самодостаточный кураторский продукт особенно не стоит – возможно, поэтому метафорой пространства стала стройплощадка. Хотя экспозиционеры объясняют иначе: стройплощадка – символ предвосхищения новых тенденций. Однако тренды, по замечанию эксперта жюри Аллы Розенфельд, каждый новый год тоже не родятся – короткая дистанция.
В позиции «Проект года» много мэтров – есть концептуалист Иван Чуйков с «Расщеплением» – обычной советской комнатой, поделенной стеной надвое, как раздвоенное сознание. И концептуалистка Ирина Нахова с напечатанными на латексе «Кожами» (заглавие работы) да с жутковатым бредом про наколки и смерть их владельцев в комментариях. Отдельной строкой запишем проекты социальной направленности, с ними в этот раз урожайно. Тут и «Показательный процесс» Ирины Кориной (номинированной, к слову, на «Инновацию» и взявшей там спецприз – так что Премия Кандинского тут идет следом за «Инновацией»). И Hands Free Литвина с выгравированными на кирпиче руками зэков, и «РАЙцентр» Людмилы Зинченко про язвы алкоголизма, и «Синдром простодушия» Татьяны Ильиной про людей с синдромом Дауна, и «Беларусь народная» Андрея Луфта, сталкивающего на фото советские реалии с нынешними...
Молодые художники отметились инсталляциями. «Комнатное растение. Полная версия» Ани Желудь – впечатляющий белый объем, воспроизводящий мастерскую художницы, мир художницы, плюс вокруг белые холсты с графичными пейзажами. Очень достойный пример монументального искусства – вещь, которая уверенно держит пространство целого зала ЦДХ. И, конечно, запомнился «Шепот» Чиркина и Подкидышева – шуршащий, перебирающий вентиляторами книжные страницы, вдыхающий запах старых книг. Наполненное смыслами, исполненное поэтики, медитативное произведение. Многие отмечают фотопроект Леонида Комиссарова «Московские кинотеатры» (его, кстати, уже наградили парижской стажировкой на минувшей «Серебряной камере»). Сделано качественно, но после съемки Владом Ефимовым, например, ленинградского конструктивизма – не ново.
Из медиапроектов запоминается зацикленное до боли, внешне спокойное, но жесткое видео «Пуля» Таус Махачевой: пуля летит в песок, ее выкапывают... Еще одна пуля – уже настоящая – лежит в боксе перед экраном. Здесь же синтетический проект, объединивший инсталляцию и аудио (правда, аудио в день пресс-показа не смонтировали) Pharmaconcert Евгения Чертоплясова. Тут про новую мифологию, про придуманную историю композитора-футуриста, химика и математика Живокоста Окопника, в которой Чертоплясов играет со временем, объединяя все три его составляющие.
Нынешняя Премия Кандинского допустила до шорт-листа довольно много произведений социальной заточенности, что отрадно. Как всегда, существенная доля показанного – это известные имена. Впрочем, среди работ все больше фотопроектов, а тут – сделанного выпускниками Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, которая весьма усердно растит кадры contemporary art. Что в целом? Пульс ровный, нет провалов, но и чего-то сверхъестественного, слова нового – нет, не случилось пока.