В Москве прошел фестиваль молодой драматургии «Любимовка», традиционно – первый в театральном сезоне. Самый старый российский драматургический фестиваль, «Любимовка» была придумана Виктором Славкиным, Михаилом Рощиным и Алексеем Казанцевым как семинар для начинающих авторов. Здесь «открывали» Василия Сигарева, Ольгу Мухину и братьев Пресняковых. Здесь, наконец, родился культ драматурга Павла Пряжко, чье имя при любой погоде обеспечивает простой читке аншлаг. Здесь на глазах уже других кураторов – художественное руководство фестивалем и большой группой ридеров осуществляет Елена Ковальская – в «новую драму» приходят «новые люди».
Уже лет пять как «Любимовка» переехала из Подмосковья (сначала это было имение Станиславского, потом – разные пансионаты) в московский Театр.doc, где вместо запланированных 60 зрителей помещаются 140. У переезда в Москву есть еще одно существенное преимущество – свободный доступ к читкам; на Клязьму ездили далеко не все – а теперь «Любимовка» стала общедоступной в прямом смысле слова. И второе – главное на фестивале, конечно, читки новых пьес. Но из-за тесной связки с Доком здесь впервые можно увидеть эскизы будущих громких документальных спектаклей. В этот раз нам показали «Разговоры на кухне за два дня до ареста» Сергея Соколова про осужденных за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой Никиту Тихонова и Евгению Хасис. И в тот же вечер – новый проект Елены Греминой и Михаила Угарова «Двое в твоем доме» о Владимире Некляеве и его жене Ольге. И то и другое Театр.doc покажет в текущем сезоне, но зрителями первой пробы стала именно «любимовская» публика, молодая и в подавляющем большинстве не слишком-то искушенная театром.
Неофитство – важная черта и авторов, чьи тексты после летнего отбора попадают в афишу «Любимовки». Да, из тридцати с лишним текстов часть написана уже известными людьми вроде Вячеслава Дурненкова, Натальи Ворожбит с очень удачным «Вием. Докудрама», написанным буквально накануне показа, и того же Пряжко. Но они и обозначены как «офф-программа». Да, основной конкурс в этом году украсила отличная пьеса колядовской ученицы Анны Батуриной «Кафе «Шарур» про девушку из казахской провинции, мечтающую о карьере артистки в большом городе. Но самое увлекательное и полезное – слушать и читать сочинения мало кому известных дебютантов из Минска, Нижнего Тагила, Петербурга или Башкирии. Вот тут-то и становится ясным, чем новые двадцатилетние отличаются от своих ярких предшественников.
Журналистка и прозаик из Перми Любовь Мульменко собрала в полудокументальном «Антисексе» диалоги с сексопатологом и обыденные городские мелодрамы с вечно ускользающими от женской любви пареньками и тоскующими по любви замужними девушками. Театроведка из Петербурга Ольга Стрижак сочинила «Когда солнце сядет (Марина)» про неярких, но странных молодых людей, своих ровесников. Герой «Офелии» московского документалиста Андрея Стадникова – юноша, который вместо свадьбы устраивает свое собственное самоубийство, мечтает «пройти сквозь землю в ад». Девушка из коротенькой «Взлетной полосы» студентки СПбГУКИиТа Анастасии Осанкиной работает на вещевом рынке, но не социальный контекст важен для автора, а рефлексия совсем молодой девушки по поводу своей жизни. Парень из «Позы героя лицом вниз» Марины Крапивиной, одной из лучших «любимовских» пьес этого года, – обыкновенный мачо из офиса, порхающий по бабам с необыкновенной легкостью, привычно циничный и уверенный в себе москвич. И только в «Русостане» прозаика и поэта Халида Мамедова лихо бьют друг другу морды «хачики» и «нацики», скандируя: «Кавказ – сила» или «Москва для русских». Но эта вроде как острая тема не вызвала в публике ничего, кроме разочарования – то ли потому, что пьеса составлена сплошь из банальностей, то ли потому, что в тренде неожиданно оказались куда менее броские высказывания.
«Любимовка» остается самым точным барометром отечественной социодраматургической жизни. Дело не только в профессиональных дискуссиях: они как раз мало меняются, и, как и каждый год, Пряжко пытают на предмет сценичности его пьес, а дебютантов просят как следует выправить сюжет, чтоб было понятно, к чему все-таки автор ведет. Дело в том, куда смотрят новые и старые авторы, какие фрагменты жизни, их личной и не только, они предпочитают описывать. «Любимовка»-2011 отчасти отвечает на этот вопрос: в фокусе внимания – детали, мир глазами частного наблюдателя, не претендующего на полное знание и уж тем более на «месседж». В этом маленьком калейдоскопе документальное перемешано с фантасмагорией, как в «Из жизни живых людей» экс-киевлянки Натальи Антоновой, или сосредоточено на простых вещах, как у минчанина Дмитрия Богославского в «Любви людей», которую с легкой руки Миндаугаса Карбаускиса в Театре Маяковского будет ставить гитисовский выпускник. В неяркости и обычности пьес, написанных уже не огнедышащим Клавдиевым или мощным Вырыпаевым, – своя правда. Она, быть может, не такая эффектная, но именно с ней нам придется иметь дело в ближайшее время. В этом смысле эпиграфом к пьесам «новых людей» идеально послужит цитата из свежей пьесы Павла Пряжко «Злая девушка»: «Три часа спустя. Та же ничем не примечательная улица. Дима выходит из маршрутки, вынимает фотоаппарат».