0
1356
Газета Культура Интернет-версия

19.09.2011 00:00:00

Кремлевский ЛОКаут

Тэги: кремль, концерт, балет, авангард


Куда менее помпезно, чем год назад, прошла в Кремлевском дворце акция «Kremlin Gala. Звезды балета XXI века». Потому, наверное, что теперь московские концерты в рамках существующего уже 18 лет международного проекта «Звезды балета XXI века» становятся традицией, а в прошлом году все было впервые.

Два вечера по два отделения. Привычный дивертисмент. Великие хореографы: Морис Бежар, Джон Крэнко, Уильям Форсайт, Джон Ноймайер, Начо Дуато. Знаменитые исполнители: Люсия Лакарра, Владимир Малахов, Светлана Лунькина, Наталья Осипова, Иван Васильев, Вячеслав Лопатин, Леонид Сарафанов. Шедевры корифеев, опусы эпигонов. С десяток дуэтов о любви – счастливой и мучительной, робкой и страстной, юной, поздней и вовсе не состоявшейся.

Но главную интригу обещала премьера одноактного балета «Новая работа Эдуарда Лока» в исполнении канадской труппы La La La Human Steps с участием Дианы Вишневой. Манок сработал бы стопроцентно, окажись в названии имя Ратманского, Ноймайера или, на худой конец, Прельжокажа. А Эдуарда Лока у нас почти не знают, так что пришлось в рекламной кампании и прямо перед спектаклем объяснять: это, мол, «один из самых авангардных хореографов сегодняшнего дня». Имеет ли понятие авангарда в искусстве актуальный смысл, вопрос сложный, но Лок прослыл авангардистом не сегодня.

Он родился в Касабланке в 1954-м, вместе с семьей переехал в Канаду. Изучая в монреальском университете Конкордия кино и литературу, неожиданно увлекся танцем. С двадцати лет ставил – сначала для группы «Новое пространство» (Nouvelle Aire), затем для Большого Канадского балета. В 1980-м создал труппу, названную вскоре La La La Human Steps. С человеческими шагами просто – это то, чем танцовщики занимаются на сцене. А вот «La La La» Лок объяснял почти так же, как некогда дадаисты свое «да-да»: детский лепет, не имеющий определенного смысла. Недаром и его хореографические опыты называли дадаистскими. Но если его предшественников начала века частенько закидывали помидорами, то Лока - престижными, в том числе и государственными наградами (среди них: звания Кавалера Национального Ордена Квебека и Офицера Ордена Канады). Он был соавтором и художественным руководителем программы мирового турне Дэвида Боуи Sound and vision в 1990-м. Сотрудничал с крупнейшими театрами и даже с Парижской оперой (за поставленный здесь в 2002 году балет «АндрэОриа» получил Benois de la Danse, а в 2003 сочинил хореографию для оперы Рамо «Бореады»). По его работам создано несколько фильмов. В 2010-м университет Квебека присвоил ему звание Почетного доктора. В США Лока включили в число артистов, способных повлиять на американскую культуру.

В «Новой работе» хореограф обратился к мифам о Дидоне и Энее и об Орфее и Эвридике. По крайней мере, об этом заявлено. Но с литературой и литературщиной Лок покончил еще в университете. Развитие сюжета его не интересует. Об античных притчах скорее вспоминаешь, слушая музыку. В композиции Гэвина Брайэрса и Блейка Харгривза по Глюку и Перселлу то как будто слышатся радио-помехи, то звуки современной жизни. И подумаешь: умирают ли мифы, остывают ли страсти? Есть что-то об этом и в юных и увядших женских лицах, что появляются на то и дело опускающихся с колосников огромных экранах. Но ничего этого нет в хореографии. Найден впечатляющий и заведомо однообразный прием – нервическая пластика рук. Ноги же недалеко уходят от балетного экзерсиса. Лок – танцевальный беспредельщик. Любит, когда артисты (а заодно и зрители) в ауте. Что там его скандальные «Апельсины», в которых отплясывали когда-то на разбитых стеклах. Сегодня он добивается от балерин мощи тяжелоатлеток при запредельных темпах. И все это – на пуантах. Аттракцион невиданной скорости, несомненно, удается. Даже через полтора часа его кибер-артисты не выдыхаются. Для тестирования координации и выносливости эта пластика – просто клад. А вот придать ей индивидуальные черты невозможно. И все-таки политкорректный нынче пошел авангардист. Иначе чем объяснить, что звезде Мариинского театра Диане Вишневой в финале Лок предложил подборку чуть надломленных, но все же узнаваемо «лебединых» вращений и арабесков?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1836
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1564
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1356
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
988

Другие новости