Куда менее помпезно, чем год назад, прошла в Кремлевском дворце акция «Kremlin Gala. Звезды балета XXI века». Потому, наверное, что теперь московские концерты в рамках существующего уже 18 лет международного проекта «Звезды балета XXI века» становятся традицией, а в прошлом году все было впервые.
Два вечера по два отделения. Привычный дивертисмент. Великие хореографы: Морис Бежар, Джон Крэнко, Уильям Форсайт, Джон Ноймайер, Начо Дуато. Знаменитые исполнители: Люсия Лакарра, Владимир Малахов, Светлана Лунькина, Наталья Осипова, Иван Васильев, Вячеслав Лопатин, Леонид Сарафанов. Шедевры корифеев, опусы эпигонов. С десяток дуэтов о любви – счастливой и мучительной, робкой и страстной, юной, поздней и вовсе не состоявшейся.
Но главную интригу обещала премьера одноактного балета «Новая работа Эдуарда Лока» в исполнении канадской труппы La La La Human Steps с участием Дианы Вишневой. Манок сработал бы стопроцентно, окажись в названии имя Ратманского, Ноймайера или, на худой конец, Прельжокажа. А Эдуарда Лока у нас почти не знают, так что пришлось в рекламной кампании и прямо перед спектаклем объяснять: это, мол, «один из самых авангардных хореографов сегодняшнего дня». Имеет ли понятие авангарда в искусстве актуальный смысл, вопрос сложный, но Лок прослыл авангардистом не сегодня.
Он родился в Касабланке в 1954-м, вместе с семьей переехал в Канаду. Изучая в монреальском университете Конкордия кино и литературу, неожиданно увлекся танцем. С двадцати лет ставил – сначала для группы «Новое пространство» (Nouvelle Aire), затем для Большого Канадского балета. В 1980-м создал труппу, названную вскоре La La La Human Steps. С человеческими шагами просто – это то, чем танцовщики занимаются на сцене. А вот «La La La» Лок объяснял почти так же, как некогда дадаисты свое «да-да»: детский лепет, не имеющий определенного смысла. Недаром и его хореографические опыты называли дадаистскими. Но если его предшественников начала века частенько закидывали помидорами, то Лока - престижными, в том числе и государственными наградами (среди них: звания Кавалера Национального Ордена Квебека и Офицера Ордена Канады). Он был соавтором и художественным руководителем программы мирового турне Дэвида Боуи Sound and vision в 1990-м. Сотрудничал с крупнейшими театрами и даже с Парижской оперой (за поставленный здесь в 2002 году балет «АндрэОриа» получил Benois de la Danse, а в 2003 сочинил хореографию для оперы Рамо «Бореады»). По его работам создано несколько фильмов. В 2010-м университет Квебека присвоил ему звание Почетного доктора. В США Лока включили в число артистов, способных повлиять на американскую культуру.
В «Новой работе» хореограф обратился к мифам о Дидоне и Энее и об Орфее и Эвридике. По крайней мере, об этом заявлено. Но с литературой и литературщиной Лок покончил еще в университете. Развитие сюжета его не интересует. Об античных притчах скорее вспоминаешь, слушая музыку. В композиции Гэвина Брайэрса и Блейка Харгривза по Глюку и Перселлу то как будто слышатся радио-помехи, то звуки современной жизни. И подумаешь: умирают ли мифы, остывают ли страсти? Есть что-то об этом и в юных и увядших женских лицах, что появляются на то и дело опускающихся с колосников огромных экранах. Но ничего этого нет в хореографии. Найден впечатляющий и заведомо однообразный прием – нервическая пластика рук. Ноги же недалеко уходят от балетного экзерсиса. Лок – танцевальный беспредельщик. Любит, когда артисты (а заодно и зрители) в ауте. Что там его скандальные «Апельсины», в которых отплясывали когда-то на разбитых стеклах. Сегодня он добивается от балерин мощи тяжелоатлеток при запредельных темпах. И все это – на пуантах. Аттракцион невиданной скорости, несомненно, удается. Даже через полтора часа его кибер-артисты не выдыхаются. Для тестирования координации и выносливости эта пластика – просто клад. А вот придать ей индивидуальные черты невозможно. И все-таки политкорректный нынче пошел авангардист. Иначе чем объяснить, что звезде Мариинского театра Диане Вишневой в финале Лок предложил подборку чуть надломленных, но все же узнаваемо «лебединых» вращений и арабесков?