Специальным проектом 4-ой Московской биеннале современного искусства стала выставка «Искусство против географии. Культурный Альянс», открывшаяся в Цехе Красного на Винзаводе. Ее кураторы Марат Гельман и Елена Олейникова, осваивающие территорию вне столичных границ, привезли работы художников из самых разных городов России.
На орошенной денежным дождем столичной земле искусство растет быстрее. Сезонно проходят смотры новых художников, множатся галереи. Но все это, как выразился Марат Гельман на открытии выставки, быстро покрывается жиром и позолотой. В Москве и правда всего больше – не факт, что лучше. Но как в этом убедиться, если работы региональных художников часто остаются неизвестны московской публике? Сделанный кураторами срез российского искусства (почти все работы – последних двух лет) оказался рыхлый, неоднородный, но оттого не менее любопытный.
Энвиль Касимов из Ижевска представил проект «Личные письма»: обыкновенные рукописные, уложенные в конверт и отправленные через ижевское почтовое отделение письма, которые вернулись к автору с пометкой «адресат выбыл». Адресатами были люди на него повлиявшие (и надо признать, не на него одного), все они давно умерли: Че Гевара, Владимир Маяковский, Мэрлин Монро, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали. Такие разные, эти герои века с легкой руки художника делят одно безликое звание адресата на всех. И хочется сопоставить эту «переписку» с кумирами в один конец с другой, имевшей место 30 лет назад, где адресатом был единственный и неповторимый вдохновитель двадцатого века Казимир Малевич. К нему обращались Эдуард Штейнберг и Лев Нуссберг.
С эпистолярным жанром связан и другой проект – Екатерины Флоренской из Санкт-Петербурга. Она пишет не письма, а марки: маслом на холсте прославляет научную и техническую мысль, позволившую взглянуть на Землю из космоса. О космосе и работа из Нижнего Тагила «В полет» Татьяны Гусельниковой и Елены Иотовой, впервые показанная на выставке «Первые на Марсе» в Екатеринбурге. На синий – цвета неба – фон молодые художницы аккуратно прикрепили 64 тюбика. Они – воплощенная метафора палитры чувств, которые девушки рекомендуют взять с собой в полет.
Разные города, оказывается, в выстроенной кураторами системе координат не так далеки друга от друга. И тем заметнее на выставке выделяются работы действительно самобытные.
Пермские художники Михаил Павлюкевич и Ольга Субботина показывают проект «Leskray.ru»: под впечатлением от истории современного отшельника они сделали инсталляцию, почти целиком выполненную из ватина на марле. В центре ее – превышающий реальные размеры мягкий ноутбук, за ним транслируется советская лента о Робинзоне Крузо. На стенах – композиции, тоже из ватина, хотя и монохромные, эстетикой отсылающие к лубку. На них – зверье (зайцы, лоси, кабаны) и набор текстов. Материал – не только мягкий (в противовес жесткости эпохи технологий), но, главное, изнаночный, использующийся часто в качестве подкладки – противопоставлен вездесущей экранной культуре. От нее, однако, как ни старайся, не уйдешь. И жизнь животных оказывается будто увиденной на экране компьютера, и текст, в соответствии с клиповой картиной мира, на этих коврах-полотнах часто несвязный, малопонятный, где-то даже не читаемый.
Инга и Алексей Аксеновы из Твери показывают «Тверской эксперимент». В выстроенном мрачном зале под «глубоководные стоны» тускло освещаются масштабные изображения морских тварей – коллажи из свеже разделанных рыбьих тел. И зритель, подобно Ионе, будто находится во чреве кита. Пророка спасла молитва и вера. Ориентиром, способным вернуть зрителя к реальности, служит небольшой аквариум с двумя рыбками в центре. Что касается веры, то, похоже, именно она является движущей силой проекта. Организаторы «Культурного альянса» искренне надеются на возможность децентрализации культурной жизни в России. Она, по словам Гельмана, будет на пользу не только регионам, но и Москве.