0
5647
Газета Культура Интернет-версия

15.09.2011 00:00:00

Художник – это хирург с руками циника

Тэги: третьяковка, выставка, живопись, графика


третьяковка, выставка, живопись, графика «Музыканты».
Фото предоставлено организатором выставки

Ретроспектива Бориса Григорьева в Москву приехала из Русского музея, правда, с некоторыми изменениями. Один из самых известных художников русской эмиграции и популярный на арт-рынке персонаж представлен полутора сотнями произведений из столичных и провинциальных музеев, а также российских галерей и частных коллекций. Посетители выставки увидят качественную живопись, написанную с холодным сердцем.

Самое фактурное, одновременно и гадкое, и завораживающее – проститутки да балаганы. Но это не заглавная иллюстрация григорьевского творчества, и как-то негоже начинать с них, говоря о выставке к 125-летию со дня рождения. Зайдем с парадного входа. Навскидку Борис Григорьев ассоциируется с портретом Мейерхольда 1916 года и с циклами «Расея» и «Лики России». Его Мейерхольд, вошедший во все какие только можно предположить энциклопедии, – эксцентрик с изломанной пластикой. Как черно-белая бескостная тень.

Григорьев был мастеровитым живописцем со скверным характером. Бенуа говорил, у него была репутация опасного скандалиста, который не мог и не хотел сдерживать эмоции. Например, когда его пригласили преподавать в Чили, трехлетний контракт расторгли в три месяца из-за его строптивости. Но григорьевская живопись была востребована и в Европе – в 1919-м он через Финляндию нелегально перебрался в Берлин, после обосновался в Париже – и в Штатах. Возвратиться в Россию ему потом не разрешили и долго его не выставляли. Куратор нынешнего показа Ирина Вакар рассказала, что ретроспективы начались в 1989-м, но в Русском и Третьяковке это впервые.

Он пишет не психологические портреты – скорее смотрит на своих персонажей с любопытством патологоанатома. Оттого на его портретах кажутся равноценными Горький с неловкой зажатой жестикуляцией будто сломанной руки – и «Инвалид» с костылем. Григорьев – скульптор в живописи, и интересует его фактура. Например, тело краснорожего «Немецкого мясника», похожего на разварившуюся сардельку. На эти картины смотришь с восхищением отвращения – от ужасного ведь бывает трудно оторвать взгляд. Его персонажи – и Шаляпин, и Хлебников, и 8-летняя Лидия Чуковская, и просто типажи, где он исследует как раз фактуру. Рисунок «Четыре женщины» заставляет припомнить – не количеством персонажей, а духом – бунинский рассказ «Мадрид», а после – то, как Нину ли, Полю ли играет у Дмитрия Крымова гуттаперчевая Анна Синякина. А «Сон циркача» превращается в жутковатый натюрморт, где вповалку «спят» ноги и головы. Вот угловато скачут кабареточные дивы. Вот ровно в центре картины, ровно над головами зрителей – зад трудящейся с «Улицы блондинок».

Его живопись плотная, как эмаль, – она не вибрирует, не трепещет – она закрывается маской циника. Взять хоть Качалова в роли царя Федора Иоанновича, его лицо – та же маска, чья фактура существует где-то между иконой и развратом. Трудно поверить, но начинал Григорьев довольно сентиментально. Его раннее, 1910 года «Болото» насквозь пропахло символизмом, поросло малахитово-синей вязью травы. И разумеется, по всем символистским канонам, по этому нелюдимому месту гуляет, в печали отвернувшись от зрителя, одинокая дама. Не зря в 1913-м он присоединился к обществу мирискусников. И, конечно, испытывал их влияние: его натюрморт 1914 года с куклами на цветастом покрывале хочет стать натюрмортом Судейкина, несколько слащавым, но живописным.

Григорьеву, вообще говоря, свойственны крайности – то интерес к убогому, как в мужиках да бабах из «Расеи», то вдруг какая-то пошлая красивость (не красота) «Степной мадонны», написанной уже в Париже как обобщенный образ. Или еще, на контрасте: «Мать» – она словно крестьянская Мадонна – пухлотелая, мягкая, а против нее балаганы да циркачи с «колючей», едкой живописью. И если в живописи он прячется за маской, если продолжить эти театральные аналогии, то и композиционно он «строит» свои холсты театрально. Там есть главный персонаж – и какое-то копошение жизни идет фоном. Как выхваченный из некоего спектакля эпизод с монологом и молчаливой массовкой.

Странное дело – поглядев григорьевские произведения, вдруг понимаешь, какое за всем этим огромное желание нравиться. Несмотря на цинизм – а может, как раз из-за него. Как он лелеял красоту сирости, сделав из нее собственную эстетику. В его эстетике есть эстетство. А в эстетстве ведь всегда живет момент позерства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


София выбрала Москву, но не отошла от Константинополя

София выбрала Москву, но не отошла от Константинополя

Милена Фаустова

Новый патриарх Болгарии сможет сохранить единство церкви

0
775
Партии подтягивают силы к вакантным округам в Госдуму

Партии подтягивают силы к вакантным округам в Госдуму

Екатерина Трифонова

Экс-министрам от "Единой России" конкурентное голосование не угрожает

0
654
Российская экономика продолжает нагреваться

Российская экономика продолжает нагреваться

Ольга Соловьева

Промышленное производство резко ускоряется в отдельных отраслях

0
1066
Защитники по-прежнему обивают пороги СИЗО

Защитники по-прежнему обивают пороги СИЗО

Екатерина Трифонова

Электронную очередь для адвокатов тюремщики организовали в виде квеста

0
662

Другие новости