0
927
Газета Культура Интернет-версия

06.09.2011 00:00:00

На зеркало неча пенять

Инна Безирганова

Об авторе: Инна Безирганова, Тбилиси

Тэги: театр, премьера


«Женитьбу» Гоголя сыграли на сцене Театра имени Грибоедова в Тбилиси. Вместе с художником Мирианом Швелидзе режиссер-постановщик Автандил Варсимашвили создал довольно мрачное сценическое пространство – выдержанные в темно-серых тонах декорации, c луной, пробивающейся сквозь тучи фосфоресцирующим светом. Так что действие происходит как будто в сумерках.

В глубине сцены – вращающиеся двери-зеркала. К тому же кривые, превращающие человека в уродца. В них отражаются, естественно, не только персонажи спектакля, но и┘ зрительный зал. С зеркалами всегда была связана мистическая тема. Как, впрочем, и с луной – таинственной, обладающей магическим кодом. И все происходящее в спектакле воспринимается под неким эзотерическим углом.

Начнем с Кочкарева. В спектакле Варсимашвили Кочкарев (Олег Мчедлишвили) – явление чуть ли не инфернальное. Во всяком случае, таковым он себя воображает. Он и появляется-то на сцене при словах «черт паршивый!», произнесенных Феклой Ивановной (Ирина Квижинадзе). Говорят же, не поминай нечистого всуе – а то лукавый появится! В следующем эпизоде, сваха буквально убегает от Кочкарева с воплями «черт, черт!» Прикрывая лицо руками в белых перчатках и глядя сквозь пальцы на Феклу Ивановну, он, конечно, просто валяет дурака, но в этом розыгрыше есть что-то пугающее.

В другой сцене, неистово вращая зеркало-дверь, закрепленную на оси, Кочкарев слишком увлекается этой бесовской игрой┘ Его прыжки и глумливый смех приводят Подколесина (Аполлон Кублашвили) в смятение. «Пошутил!» – успокаивает друга Кочкарев. «Напугал!» – говорит не на шутку взволнованный Подколесин. Так же многозначительно представление Кочкарева тетке невесты Арине Пантелеймоновне (Людмила Артемова-Мгебришвили). «Да неужели вы меня не узнаете? – искренне недоумевает Кочкарев. – Однако ж припомните. Вы меня, верно, где-нибудь видели!» Зеркала приходят в движение┘ Из этих дверей-зеркал появляются персонажи спектакля.

Да, только из Зазеркалья могли прийти эти странные женихи: надворный советник Подколесин, экзекутор Яичница, моряк Жевакин, отставной пехотный офицер Анучкин┘ Они смешны и в то же время трагически ущербны и одиноки. Возникает ощущение, что в них есть что-то иррациональное. Эти «женихи» мечтают кардинально изменить свою жизнь, стоят на пороге этих перемен, но в очередной (Бог знает какой!) раз переживают драму неосуществимости желания. А Годо никогда не придет┘

Есть в психологии такое понятие – страх успеха. Именно в этом суть комплекса Подколесина. Он хочет всегда оставаться «на грани» исполнения желания, в положении вечного жениховства. «Болен» своей нелепой фамилией Яичница (Михаил Арджеванидзе). Интересно и очень смешно решены сцены, связанные с этим неприятным для Ивана Павловича обстоятельством. Представляясь, Яичница старается назвать свой чин как можно громче, а фамилию – как можно тише, почти шепотом, но, не расслышав, его неизменно переспрашивают «Ась?» И женихи-конкуренты дружно «разоблачают» экзекутора, громко и радостно произнося: «Яичница!» Свой «пунктик» – у слащавого, манерного Анучкина (Дмитрий Мерабишвили), моряк Жевакин (Валерий Харютченко), совершенный идеалист, тоже живет в мире иллюзий. Но, в отличие от двух других, он не ищет богатую или светскую девушку и готов наделить Агафью Тихоновну всеми мыслимыми добродетелями, без всяких условий. Ведь все женщины для него – очаровательные «розанчики!» Но и он уязвим, потому что постоянно отвергаем столь любимыми им «красоточками».

А. Варсимашвили поставил спектакль об экзистенциальном одиночестве и невозможности счастья. Одиночества боятся, об этом говорят практически все герои спектакля «Женитьба», и это акцентируется режиссерским решением.

«Неприятнее всего, когда в такую погоду сидишь один. Женатому человеку совсем другое дело – не скучно; а если в одиночестве – так это просто...» – признается Яичница. «О, смерть, совершенная смерть!..» – продолжает его мысль Жевакин. «Просто терзанье! жизни не будешь рад; не приведи бог испытать такое положение!» – неожиданно серьезно добавляет Кочкарев – без обычного фиглярства. И становится понятно, что вся его кипучая деятельность – это тоже бегство от одиночества┘ Сцена снова погружается вот тьму, вращаются зеркала, и все ощущают холодное дуновение «оттуда». Небытие. Герои обречены на одиночество.

До изнеможения неистовствует Яичница – он обманут, Кочкарев убедил его в том, что невеста вовсе не богата! В финале своего душераздирающего монолога герой выходит на авансцену и с горечью произносит: «Яичница я!» Кружится в вальсе Анучкин – со стулом как с воображаемой партнершей. А столб струящегося света олицетворяет эфемерность, призрачность его желаний. Тщетно пытается удержать ускользающую мечту почти блаженный, такой нелепый Жевакин с широко распахнутыми глазами. Он мучительно пытается понять, «зачем, почему» ему отказывает уже семнадцатая невеста. «Разве во мне есть какой-то существенный изъян, что ли?» – почти по-детски изумляется он. Зато в полушаге от семейного счастья Подколесин. Поначалу он, казалось бы, перешагнул через какой-то внутренний барьер. Но┘ им опять овладевает жуткий страх «осуществления». Словно наступает затмение луны – сцена погружается во мрак, вращаются зеркала┘ и Подколесин убегает в свое одиночество, несущее смерть. Вернее, в одиночество-смерть.

Сломлен и Кочкарев, возомнивший себя чуть ли не Наполеоном (его бюст, кстати, находится на сцене), управляющим миром. На деле он всего лишь мелкий бес. Осознать это нелегко. «Он не мог уйти, он где-то здесь, в этой комнате!» – Кочкарев пытается убедить в этом не столько убитую горем Агафью Тихоновну (Мариам Кития), сколько самого себя┘

Этой сценой заканчивается пьеса Гоголя. Но не спектакль А. Варсимашвили. Неожиданно появляется самоуверенный, надутый гостинодворец Стариков (Михаил Амбросов). Невеста, мечтавшая о муже-дворянине, до сих пор отвергала купца. Но вот теперь, брошенная, вынуждена согласиться на этот «вариант». Ничего не поделаешь! Тем более, что исподтишка с ней флиртует молодой слуга Подколесина Степан (Иван Курасбедиани), и перспектива вырисовывается вполне определенная.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1008
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1131
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
854
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
635

Другие новости