Директор театра Татьяна Ревзина рассказывает Сергею Собянину, Людмиле Швецовой и Сергею Худякову, что будет в новом здании «У Никитских ворот».
Фото предоставлено пресс-службой мэрии Москвы
Новый сезон один за другим открывают московские театры. В пятницу – сбор труппы в Театре Табакова и в Театре имени Станиславского, на следующей неделе, во вторник, – в Театре имени Маяковского и в Ленкоме. Маяковка и Театр Станиславского начинают сезон с новыми худруками, причем в обоих случаях новые руководители были назначены департаментом культуры после скандалов, более или менее продолжительных. О сотрясавших столичные театры скандалах и новом сезоне с корреспондентом «НГ» Григорием ЗАСЛАВСКИМ согласилась поговорить заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по социальной политике Людмила ШВЕЦОВА, которая курирует столичный департамент культуры.
– Людмила Ивановна, как вам завершение прошлого театрального сезона? Не чересчур ли много было театра? Прежде всего, конечно, скандалы, которые сотрясали основы московских театров, письма протеста┘
– Если что-то зреет, вызревает – все это нуждается в выходе. Для меня лично ничего неожиданного в этих скандалах не было. Разве ситуация в Театре Станиславского могла быть откровением? Более двух лет мы наблюдали за нарывом, но улучшения не наблюдалось. Был элемент неожиданности в том, что произошло в Театре Маяковского, многим казалось, что основной костяк труппы, в первую очередь народные артисты, не обижены Сергеем Арцибашевым – они его в театр привели, он на них ставил спектакли. И вдруг – такой хруст! Я не могу не поддержать некоторых претензий труппы: надо было чистить театр (все-таки он – Дом), следить за ним, быть внимательнее к молодым, давать возможность ставить другим талантливым режиссерам, изобретательнее работать со зрителем. Надо отдать должное Сергею Николаевичу, он нашел мужество не цепляться за кресло, не бросился извиняться или, наоборот, клеймить своих артистов, а спокойно ушел. Он вернулся на Покровку, в которой все предыдущие годы оставался художественным руководителем по совместительству, готовит спектакль по водевилям Чехова, премьера намечена на октябрь, работает с одним из современных авторов над идеей постановки современной пьесы.
– И как вы думаете, справится с Маяковкой, с такой труппой молодой руководитель Миндаугас Карбаускис?
– Судя по тем заявлениям, которые мы слышали, театр ставит перед собой большие цели. Сам Миндаугас Карбаускис собирается ставить «Таланты и поклонники» Островского: к репетициям пока не приступил, но премьера намечена на январь. На главную роль планируется приглашение Ирины Пеговой. В штат театра на срочный договор взят режиссер Александр Коручеков, который выпустит спектакль «Два веронца» по Шекспиру. В октябре состоится премьера спектакля «Месяц в деревне», ставит приглашенный режиссер Александр Огарев. В театре работает новый директор Евгения Куриленко, которая сейчас занимается вопросами ремонта: отремонтирован планшет сцены, заменили окна и сантехнику в закулисной части, положено новое покрытие пола в зале, проведены работы по фасаду. На запланированный ранее капитальный ремонт поставлен филиал театра на Сретенке. Как сложатся отношения нового художественного руководителя и коллектива – не скажет никто. Карбаускис – один из самых успешных молодых режиссеров, поэтому у труппы большие ожидания, и хорошо, если они оправдаются. Я уверена, ни один творческий коллектив не заинтересован бесконечно расшатывать лодку, разрушать свой театральный дом. Удел театра – чувства и игра, вдохновенная игра для зрителя, сказала бы я, но только не игра на нервах друг друга, уничтожение сложившихся в своем доме традиций, безразличное, неуважительное отношение к зрителю. Эта сентенция в равной степени относится и к другим театрам, где в прошлом сезоне искрило: и к Театру Станиславского, и к Театру на Таганке. Творческая, деловая и чисто человеческая атмосфера в театре складывается по кирпичикам, по капелькам. Можно отметиться безусловно ярким спектаклем, который станет событием в театральной жизни города, и в то же время за ним можем не увидеть Театра. Театр-Дом строится годами, требуя и обнаженного нерва, и огромного терпения, когда его жильцы, следуя единым художественным принципам, живут в нем в дружбе, любви и согласии.
Надо признать, что негативные и пагубные для общего театрального дела процессы происходили или происходят и в ряде других театров страны, и это говорит о том, что современный театр нуждается в сильной (и в первую очередь, как утверждают специалисты, законодательной) поддержке, которая бы учитывала как права артистов, так и права руководителей театров, назначаемых их учредителями. Кстати, об этом в очередной раз в интервью с вами говорил Валерий Фокин, и я с ним солидарна.
– Утряслась ли, на ваш взгляд, ситуация на Таганке?
– Не рискну так сказать. Во-первых, департамент культуры на руках имеет временный контракт с художественным руководителем В.С.Золотухиным. Во-вторых, я не слышу, по крайней мере пока не слышала, о творческих планах театра. Я имею в виду постановки. На мой взгляд, надо обладать недюжинным духом, смелостью, даже отчаянием, чтобы после Юрия Петровича приступить к работе над новыми спектаклями. Но это в любом случае надо делать. Без поиска, без ясных творческих целей, поддержанных художественным советом и попечительским советом, на который мы тоже возлагаем определенные надежды, на успех у зрителя некогда легендарному театру рассчитывать будет сложно. Ведь Юрий Петрович Любимов планку Таганки поднял на очень и очень достойный уровень.
– Будет ли департамент культуры Москвы при назначении руководителей театров интересоваться мнением общественности, экспертов?
– Интересы экспертов, на мой взгляд, тоже могут быть субъективными. Но. Как я и сказала ранее председателю СТД России Александру Калягину по поводу ситуации с Александром Галибиным, мы должны понимать, что кадровая политика в учреждениях искусства и культуры требует особых подходов и решений, такта и деликатности, поэтому перед департаментом культуры города Москвы поставлена задача все больные вопросы, особенно те, которые касаются смены художественного руководства тех или иных театров, решать с учетом мнения Союза театральных деятелей России, его руководства и экспертов. Ну а не о скандалах можно поговорить? О хорошем?
– Я надеюсь, что и те перемены, про которые вы говорили, может, и не все, тоже чем-то хорошим обернутся┘
– Ведь театральная жизнь в Москве не затихала все лето. Трудно провести четкую грань между окончанием одного сезона и началом следующего. Но условно мы считаем таким рубежом конец августа – начало сентября. В июле работало более 20 театров, и среди них «Современник», Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, Моссовета, Театр Фоменко, «У Никитских ворот» и другие. В августе открыли новый сезон семь театров, до конца августа к ним присоединятся еще 10 – то есть к 1 сентября начнет работать пятая часть театров. В сентябре начнут сезон Ленком, имени Пушкина, Ермоловой, Театриум на Серпуховке, драматический Станиславского, на Таганке, на Покровке┘ В минувшем сезоне было сыграно около 16 000 спектаклей, в 2011 году (сезон 2011–2012 годов) планируется сыграть на 500 спектаклей больше. Событием сезона стал спектакль театра «Современник» «Враги: история любви» по роману Зингера в постановке Евгения Арье. В этом сезоне театр вновь пригласил Арье на постановку. Кстати, большие планы заявляет недавно назначенный художественным руководителем Театра имени Станиславского Валерий Белякович. В его планах постановка пьесы Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора» и «Кабала святош» Булгакова. А ближайшая премьера театра, как и планировалось, – «Иван Васильевич» М.Булгакова в постановке Александра Горбаня.
В декабре мы отметим 70-летие разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Мы много рассуждали, должны ли быть в репертуарах театров так называемые «датские» спектакли...
– Это, я соглашусь, очень важная тема, в последние сезоны, юбилеи, это видно, как непросто театры нащупывают что-то свое, пытаясь неформально говорить о войне, например┘
– Да, сейчас таких «датских» спектаклей, по сути, нет, руководящие органы не требуют этого. Но спектакли патриотического звучания все равно появляются, что, по-моему, совсем неплохо. Это нужно и зрителю, и театральным деятелям для понимания своей корневой системы. Это нормальная, естественная потребность. В театре Et Cetera идет спектакль-концерт по песням и стихам военных лет «Надежда, Вера и Любовь». Большой удачей прошлого сезона стал, по-моему, спектакль театра «У Никитских ворот» «Под управлением любви» по повести Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр!». Защитницам Москвы посвящен спектакль Театра Маяковского «Рубеж» по пьесе Александра Пудина.
– Кстати, Марка Розовского, который руководит театром «У Никитских ворот», можно назвать одним из самых счастливых руководителей в новом театральном сезоне – к ним даже мэр заехал посмотреть на завершение строительства нового здания┘
– Да, мэр Москвы Сергей Собянин в минувшую среду посетил театр «У Никитских ворот» и в целом остался доволен ходом работ, получив заверение, что к ноябрю капитальный ремонт здесь будет завершен. Правда, он отметил душноватость в репетиционном зале и в связи с этим указал на необходимость кондиционирования воздуха. Сергей Семенович заявил, что город планирует привести в порядок все столичные театры в течение двух-трех лет и потратить на этот проект около 7 миллиардов рублей. То есть средства пойдут не на строительство новых объектов, а на приведение в порядок того, что уже есть. Вообще в этом году на капремонт объектов департамента культуры города Москвы выделяется почти 1 миллиард рублей. Это позволит завершить работы по пяти объектам, среди них – театр «У Никитских ворот», театр «Тень», Театр на Таганке, где пройдет выборочный ремонт, Театр оперетты, Театр Содружество актеров Таганки, и начать капитальный ремонт на четырех объектах – Театр имени Маяковского (филиал), «Театр кошек» Юрия Куклачева, Камерный хор и Театр танца «Гжель». В следующем году на капремонт выделяется уже около 3 миллиардов рублей.
Для сравнения – в прошлом, 2010-м, на капремонт было предусмотрено 109 миллионов рублей, что позволило только начать работы по театру «У Никитских ворот» и согласно предписанию Мосжилинспекции выполнить часть противоаварийных работ по зданию «Геликон-оперы». Так что решение мэра о форсировании процесса приведения городских театров в порядок должно поднять настроение многим деятелям театра.