0
1369
Газета Культура Интернет-версия

30.08.2011 00:00:00

Людмила Швецова: "Удел театра – чувства и игра"

Тэги: москва, театр, скандал


москва, театр, скандал Директор театра Татьяна Ревзина рассказывает Сергею Собянину, Людмиле Швецовой и Сергею Худякову, что будет в новом здании «У Никитских ворот».
Фото предоставлено пресс-службой мэрии Москвы

Новый сезон один за другим открывают московские театры. В пятницу – сбор труппы в Театре Табакова и в Театре имени Станиславского, на следующей неделе, во вторник, – в Театре имени Маяковского и в Ленкоме. Маяковка и Театр Станиславского начинают сезон с новыми худруками, причем в обоих случаях новые руководители были назначены департаментом культуры после скандалов, более или менее продолжительных. О сотрясавших столичные театры скандалах и новом сезоне с корреспондентом «НГ» Григорием ЗАСЛАВСКИМ согласилась поговорить заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по социальной политике Людмила ШВЕЦОВА, которая курирует столичный департамент культуры.

– Людмила Ивановна, как вам завершение прошлого театрального сезона? Не чересчур ли много было театра? Прежде всего, конечно, скандалы, которые сотрясали основы московских театров, письма протеста┘

– Если что-то зреет, вызревает – все это нуждается в выходе. Для меня лично ничего неожиданного в этих скандалах не было. Разве ситуация в Театре Станиславского могла быть откровением? Более двух лет мы наблюдали за нарывом, но улучшения не наблюдалось. Был элемент неожиданности в том, что произошло в Театре Маяковского, многим казалось, что основной костяк труппы, в первую очередь народные артисты, не обижены Сергеем Арцибашевым – они его в театр привели, он на них ставил спектакли. И вдруг – такой хруст! Я не могу не поддержать некоторых претензий труппы: надо было чистить театр (все-таки он – Дом), следить за ним, быть внимательнее к молодым, давать возможность ставить другим талантливым режиссерам, изобретательнее работать со зрителем. Надо отдать должное Сергею Николаевичу, он нашел мужество не цепляться за кресло, не бросился извиняться или, наоборот, клеймить своих артистов, а спокойно ушел. Он вернулся на Покровку, в которой все предыдущие годы оставался художественным руководителем по совместительству, готовит спектакль по водевилям Чехова, премьера намечена на октябрь, работает с одним из современных авторов над идеей постановки современной пьесы.

– И как вы думаете, справится с Маяковкой, с такой труппой молодой руководитель Миндаугас Карбаускис?

– Судя по тем заявлениям, которые мы слышали, театр ставит перед собой большие цели. Сам Миндаугас Карбаускис собирается ставить «Таланты и поклонники» Островского: к репетициям пока не приступил, но премьера намечена на январь. На главную роль планируется приглашение Ирины Пеговой. В штат театра на срочный договор взят режиссер Александр Коручеков, который выпустит спектакль «Два веронца» по Шекспиру. В октябре состоится премьера спектакля «Месяц в деревне», ставит приглашенный режиссер Александр Огарев. В театре работает новый директор Евгения Куриленко, которая сейчас занимается вопросами ремонта: отремонтирован планшет сцены, заменили окна и сантехнику в закулисной части, положено новое покрытие пола в зале, проведены работы по фасаду. На запланированный ранее капитальный ремонт поставлен филиал театра на Сретенке. Как сложатся отношения нового художественного руководителя и коллектива – не скажет никто. Карбаускис – один из самых успешных молодых режиссеров, поэтому у труппы большие ожидания, и хорошо, если они оправдаются. Я уверена, ни один творческий коллектив не заинтересован бесконечно расшатывать лодку, разрушать свой театральный дом. Удел театра – чувства и игра, вдохновенная игра для зрителя, сказала бы я, но только не игра на нервах друг друга, уничтожение сложившихся в своем доме традиций, безразличное, неуважительное отношение к зрителю. Эта сентенция в равной степени относится и к другим театрам, где в прошлом сезоне искрило: и к Театру Станиславского, и к Театру на Таганке. Творческая, деловая и чисто человеческая атмосфера в театре складывается по кирпичикам, по капелькам. Можно отметиться безусловно ярким спектаклем, который станет событием в театральной жизни города, и в то же время за ним можем не увидеть Театра. Театр-Дом строится годами, требуя и обнаженного нерва, и огромного терпения, когда его жильцы, следуя единым художественным принципам, живут в нем в дружбе, любви и согласии.

Надо признать, что негативные и пагубные для общего театрального дела процессы происходили или происходят и в ряде других театров страны, и это говорит о том, что современный театр нуждается в сильной (и в первую очередь, как утверждают специалисты, законодательной) поддержке, которая бы учитывала как права артистов, так и права руководителей театров, назначаемых их учредителями. Кстати, об этом в очередной раз в интервью с вами говорил Валерий Фокин, и я с ним солидарна.

– Утряслась ли, на ваш взгляд, ситуация на Таганке?

– Не рискну так сказать. Во-первых, департамент культуры на руках имеет временный контракт с художественным руководителем В.С.Золотухиным. Во-вторых, я не слышу, по крайней мере пока не слышала, о творческих планах театра. Я имею в виду постановки. На мой взгляд, надо обладать недюжинным духом, смелостью, даже отчаянием, чтобы после Юрия Петровича приступить к работе над новыми спектаклями. Но это в любом случае надо делать. Без поиска, без ясных творческих целей, поддержанных художественным советом и попечительским советом, на который мы тоже возлагаем определенные надежды, на успех у зрителя некогда легендарному театру рассчитывать будет сложно. Ведь Юрий Петрович Любимов планку Таганки поднял на очень и очень достойный уровень.

– Будет ли департамент культуры Москвы при назначении руководителей театров интересоваться мнением общественности, экспертов?

– Интересы экспертов, на мой взгляд, тоже могут быть субъективными. Но. Как я и сказала ранее председателю СТД России Александру Калягину по поводу ситуации с Александром Галибиным, мы должны понимать, что кадровая политика в учреждениях искусства и культуры требует особых подходов и решений, такта и деликатности, поэтому перед департаментом культуры города Москвы поставлена задача все больные вопросы, особенно те, которые касаются смены художественного руководства тех или иных театров, решать с учетом мнения Союза театральных деятелей России, его руководства и экспертов. Ну а не о скандалах можно поговорить? О хорошем?

– Я надеюсь, что и те перемены, про которые вы говорили, может, и не все, тоже чем-то хорошим обернутся┘

– Ведь театральная жизнь в Москве не затихала все лето. Трудно провести четкую грань между окончанием одного сезона и началом следующего. Но условно мы считаем таким рубежом конец августа – начало сентября. В июле работало более 20 театров, и среди них «Современник», Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, Моссовета, Театр Фоменко, «У Никитских ворот» и другие. В августе открыли новый сезон семь театров, до конца августа к ним присоединятся еще 10 – то есть к 1 сентября начнет работать пятая часть театров. В сентябре начнут сезон Ленком, имени Пушкина, Ермоловой, Театриум на Серпуховке, драматический Станиславского, на Таганке, на Покровке┘ В минувшем сезоне было сыграно около 16 000 спектаклей, в 2011 году (сезон 2011–2012 годов) планируется сыграть на 500 спектаклей больше. Событием сезона стал спектакль театра «Современник» «Враги: история любви» по роману Зингера в постановке Евгения Арье. В этом сезоне театр вновь пригласил Арье на постановку. Кстати, большие планы заявляет недавно назначенный художественным руководителем Театра имени Станиславского Валерий Белякович. В его планах постановка пьесы Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора» и «Кабала святош» Булгакова. А ближайшая премьера театра, как и планировалось, – «Иван Васильевич» М.Булгакова в постановке Александра Горбаня.

В декабре мы отметим 70-летие разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Мы много рассуждали, должны ли быть в репертуарах театров так называемые «датские» спектакли...

– Это, я соглашусь, очень важная тема, в последние сезоны, юбилеи, это видно, как непросто театры нащупывают что-то свое, пытаясь неформально говорить о войне, например┘

– Да, сейчас таких «датских» спектаклей, по сути, нет, руководящие органы не требуют этого. Но спектакли патриотического звучания все равно появляются, что, по-моему, совсем неплохо. Это нужно и зрителю, и театральным деятелям для понимания своей корневой системы. Это нормальная, естественная потребность. В театре Et Cetera идет спектакль-концерт по песням и стихам военных лет «Надежда, Вера и Любовь». Большой удачей прошлого сезона стал, по-моему, спектакль театра «У Никитских ворот» «Под управлением любви» по повести Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр!». Защитницам Москвы посвящен спектакль Театра Маяковского «Рубеж» по пьесе Александра Пудина.

– Кстати, Марка Розовского, который руководит театром «У Никитских ворот», можно назвать одним из самых счастливых руководителей в новом театральном сезоне – к ним даже мэр заехал посмотреть на завершение строительства нового здания┘

– Да, мэр Москвы Сергей Собянин в минувшую среду посетил театр «У Никитских ворот» и в целом остался доволен ходом работ, получив заверение, что к ноябрю капитальный ремонт здесь будет завершен. Правда, он отметил душноватость в репетиционном зале и в связи с этим указал на необходимость кондиционирования воздуха. Сергей Семенович заявил, что город планирует привести в порядок все столичные театры в течение двух-трех лет и потратить на этот проект около 7 миллиардов рублей. То есть средства пойдут не на строительство новых объектов, а на приведение в порядок того, что уже есть. Вообще в этом году на капремонт объектов департамента культуры города Москвы выделяется почти 1 миллиард рублей. Это позволит завершить работы по пяти объектам, среди них – театр «У Никитских ворот», театр «Тень», Театр на Таганке, где пройдет выборочный ремонт, Театр оперетты, Театр Содружество актеров Таганки, и начать капитальный ремонт на четырех объектах – Театр имени Маяковского (филиал), «Театр кошек» Юрия Куклачева, Камерный хор и Театр танца «Гжель». В следующем году на капремонт выделяется уже около 3 миллиардов рублей.

Для сравнения – в прошлом, 2010-м, на капремонт было предусмотрено 109 миллионов рублей, что позволило только начать работы по театру «У Никитских ворот» и согласно предписанию Мосжилинспекции выполнить часть противоаварийных работ по зданию «Геликон-оперы». Так что решение мэра о форсировании процесса приведения городских театров в порядок должно поднять настроение многим деятелям театра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1012
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1136
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
859
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
636

Другие новости