Фото РИА Новости
«Последняя» – так пишут и говорят почти всегда, прощаясь с по-настоящему великими. В данном случае есть формальная зацепка, без преувеличений – Ия Саввина была последней народной артисткой СССР в чеховском МХАТе. Роли ее, но главное – сама натура актрисы как будто не стремились к такому высокому званию и официальному признанию, но и пришли это признание и звание народной СССР на самом излете истории Союза, в 90-м.
Они не были друзьями с Табаковым, но сейчас, прощаясь с Саввиной, думаешь о нем: не одно и то же – быть единственным и быть последним, а теперь, с уходом Саввиной, он последний народный артист СССР в Художественном театре. И то, что она – великая актриса, вправду народная, была рядом, – тоже было важно для Табакова, с которым вместе – оппонентами, можно сказать, врагами – они сошлись однажды в кино, в телесериале «Открытая книга», где Саввина сыграла выдающегося микробиолога, доктора Власенкову, а Табаков – ее начальника, директора института, не очень хорошего человека. В жизни, конечно, такого противостояния не было.
Саввина никогда не училась актерскому делу, это известно. Окончила журфак МГУ, там же начала играть на любительской сцене, в студенческом театре, но этот студенческий театр прославился на всю страну и вошел в историю русского театра и русской свободной мысли тоже.
Иногда говорят – актеру ум не нужен, предполагается, что актеру без особого ума жить и работать легче. Ия Саввина, думаю, могла подтвердить, что с умом и талантом актрисе живется непросто. Тем, кто ее не знает, достаточно напомнить про Пятачка – в мультфильме о приключениях Винни-Пуха Пятачка-оптимиста, который поддерживает Винни-Пуха во всех его начинаниях и приключениях, озвучивала она.
Сразу же опрокидывается образ такой неприступной, серьезной, какой она – этакой бронзовой птицей появлялась в МХТ в последние годы. В Художественном театре она сыграла немного ролей, но все такие, что, как говорится, впечатались в память и в историю театра – тоже. Лику из «Московского хора» Петрушевской – прошедшую сталинские лагеря, – она куталась, как другие женщины в халатик, в моряцкую шинель, и лагеря все сталинские, казалось, в ней самой, и уже навсегда. А до того – в «Утиной охоте», а до того – в «Чайке». А как она сыграла няньку в «Трех сестрах»!..
Саввина – актриса-самородок, абсолютный. Первая ее роль, прославившая не на весь Советский Союз, а на весь мир – этот фильм хорошо знают и за границей, – «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица. Режиссер утвердил на эту роль Нифонтову, а потом увидел Саввину, понял, что ему нужна именно она. Ее голос, тоже ни на чей другой не похожий (если вспомнить театральную байку, ее орган не спутать ни с чьей другой консервной банкой).
Без актерского образования она могла сыграть что угодно и кого угодно. И так – что никаких сомнений. У Саввиной – фантастически благодатное лицо для актрисы, как белый лист, может быть красавицей, как в «Даме с собачкой», может – бесцветной, но милой, как в «Открытой книге». Какой угодно может быть. Кто видел, говорят, что лучшая ее роль была – Сонечка Мармеладова у Завадского. Заморенная, слабая и при этом – необычайная мощь и сила характера, как и требуется у Достоевского.
В кино Саввину знают еще по роли замдиректора института Аникеевой – в «Гараже» Эльдара Рязанова. Хотя и лицемерной, и взяточницы, вероятно, а все же Саввина сыграла функционера с человеческим лицом: помните, как она в испуге бросается к дверям, когда муж прибегает. Узнает, что машину угнали, и успокаивается, боялась, что что-то с внуком стряслось┘
О месте и времени похорон Ии Саввиной скажут сегодня – из Кемерова с гастролей возвращается часть труппы Художественного театра вместе с худруком Олегом Табаковым.