0
1993
Газета Культура Интернет-версия

11.08.2011 00:00:00

Странное свидетельство

Тэги: выставки, москва


выставки, москва Рваная рана России в проекте Сокола.
Фото предоставлено Галереей Гельмана

Новый проект Хаима Сокола «Свидетель», разместившийся в Галерее Марата и Юлии Гельман, если логически следовать за заглавием, показывает улики – объекты, инсталляции и видео. О политическом механизме как концлагере, о жертвах Холокоста и московских гастарбайтерах. Необычный для лирика Сокола жанр социального высказывания обернулся сопоставлением, у которого не видно почвы под ногами.

Первая московская персональная выставка Сокола состоялась относительно недавно – в 2007-м она приютилась на Артcтрелке. Ею художник негласно декларировал, что ищет темы времени и памяти, ищет не только в объектах, но и в словах (оттого его иногда хотелось сравнить с концептуалистами). Ищет не без сентиментальности – и ищет в тщательной сделанности предмета. За четыре года он успел стать персонажем, чьих художественных новостей ждут с интересом. Новым проектом художник метит сразу в несколько целей. Отчитывается за зимнюю стажировку в Вене (хотя здесь есть и прошлогодние вещи), пробует силы в новом для себя жанре видеоарта (недавно в Зверевском центре современного искусства закрылась целая выставка Сокола «Только видео»). А главное – берется за острую социальную тему.

Задрапированные в «тоги» из мешковины гастарбайтеры почти семь минут видеовремени неловко мнутся перед наблюдающей их, будто «Старший брат», немолчной камерой. Неподалеку – неоновая надпись Desinfektion, отсылающая совсем к иному контексту┘ Тут же, прямо на кирпичную стену, нарочито подчеркивая неприметность существования, проецируется заглавное видео экспозиции – «Свидетель». Столь же бесстрастно-немо Сокол наблюдает за псом, затерявшимся в толпе очевидцем безразличной к нему городской жизни. Еще одна стена отдана черной дыре с контурами России, обрамленными лоскутами мешковины. Напротив – «Черный свиток» из пергамина с обрывками чьих-то писем родным, с детскими и взрослыми портретами, перемежающимися изображениями эсэсовцев. А на полу в углу, так что сразу не заметишь, гадливое «Бешенство» – вываливающиеся из крысиного чрева солдатики – заставляет припомнить известный аллегорический рисунок Брейгеля про больших рыб, что поедают малых. Сопоставления жертв Холокоста с гастарбайтерами прямолинейны, но они так и остаются навязанной композиционно расстановкой объектов. Метафоры важны не только неожиданностью сравнения, но еще и точностью. Даже если это Элюар, у которого Земля синяя, как апельсин. Или – не менее хрестоматийное сравнение Джона Донна: «Как ножки циркуля, вдвойне/ Мы нераздельны и едины:/ Где б ни скитался я, ко мне/ Ты тянешься из середины». А тут с точностью как раз не все гладко.

Фокус выставки, по крайней мере так следует из вступительного слова художника, – сравнение нынешнего социума с концлагерем, заимствованное у итальянского философа Джорджо Агамбена (кто-то помнит его по конференции в рамках II Московской биеннале современного искусства). Речь идет о «голой жизни», где человек суть бесправный объект насилия. Ощущение «дискомфорта», испытанное художником в пышной европейской столице при воспоминании о нацизме, он сравнивает с нынешней Москвой, с бесправием и незащищенностью, например, гастарбайтеров. «Проще говоря, ничего по большому счету не изменилось со времен Освенцима, только в роли евреев сегодня выступают беженцы, нелегальные иммигранты, гастарбайтеры, да и мы все. «Лагерь, глубоко укоренившийся в Городе, – это новый биополитический номос планеты». И в этом смысле Вена мало отличается от Москвы», – цитируя философа, заключает Хаим Сокол.

Узники концлагерей и иммигранты с гастарбайтерами – болезненные точки сами по себе, едва ли разговору о них надобны особые ракурсы, чтобы добавить остроты. Тем не менее художнику ее, кажется, недостает, поэтому он пускается в сравнения. Только миллионам истребленных людей некорректно проводить такие параллели. «Подпорка» из философских цитат конструкцию не держит. То, что одновременно с выставкой Сокол проводит интернет-аукцион и на вырученные от продажи своих работ деньги покупает обувь знакомым гастарбайтерам, – из области практического измерения гуманизма. Которому такие теоретические раскладки, думается, не на пользу. Можно по-разному говорить о политической мясорубке и по-разному сочувствовать, подбирать разные слова. Свидетель волен в трактовке улик. Но с выставки в итоге уходишь с тем самым чувством дискомфорта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1012
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1136
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
859
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
636

Другие новости