Классика в Габале на открытой площадке.
Фото автора
В Габале, на севере Азербайджана, завершился Третий музыкальный фестиваль. Творческую планку организаторы изначально задали высокую: здесь выступают музыканты верхнего эшелона. На этот раз – большей частью российские.
Путь до Габалы непростой: несколько часов на автобусе, долго и страшно – местные водители лихачат. Степь постепенно сменяют горные хребты, после выжженной земли появляются деревья, их кроны нависают над дорогой, создавая своего рода зеленый коридор. Но бессонная ночь вознаграждается по приезде: глоток воздуха (такого насыщенного, что заядлые курильщики страдают – действие никотина тут же «выветривается») и роскошный вид на горы моментально снимают усталость.
Нещадная жара после захода солнца – преимущество климата горных районов – сменяется прохладой. Поэтому концерты начинаются в девять вечера.
Каждый раз на фестивале гостит один оркестр, на Западе это называется «оркестр в резиденции»: в первый раз был израильский, во второй – лондонский, в третий – наша «Новая Россия». Концерт-открытие начинается могучими прокофьевскими аккордами, Юрий Башмет дирижирует сюитой из «Ромео и Джульетты». Сергей Лейферкус поет свою коронную арию из «Алеко» Рахманинова, Алена Баева поражает виртуозностью в «Кармен» Бизе–Ваксмана, «Терем-квартет», как всегда, «зажигает» Либертанго Пьяццоллы.
Программа следующих концертов не менее ударная: Сергей Крылов со скрипичным концертом Мендельсона, Денис Мацуев – с концертом Чайковского, Борис Березовский – с обоими концертами Листа. Сергей Лейферкус с романсами Рахманинова и Даргомыжского (уже в закрытом камерном зале), как всегда, поражает характерными образами маленького человека в романсах Даргомыжского и глубиной чувства – будь то страсть или тоска – в романсах Рахманинова. Младший коллега певца – молодой норвежский баритон Аудун Иверсен продемонстрировал сочный голос, отличную технику (при том что начал заниматься только в 22 года) и буквально обворожил публику своим Фигаро и Дон Жуаном. Московские критики в беседе с солистом пожелали ему поскорее добраться с концертом до столицы и с удовольствием услышали в ответ, что весной он будет петь Онегина в Большом театре.
Открытием даже для большинства профессионалов стала национальная музыка. C одной стороны, это мугам – своего рода музыкальный эпос, когда певцы под сопровождение народных инструментов распевают поэтические тексты. Этот жанр был практически утрачен, и в последнее время музыковеды и композиторы занялись восстановлением традиции и пропагандой (к тому же мугам назван ЮНЕСКО памятником устного творчества). С другой – профессиональная музыка современных композиторов: прообраз симфонической картины «Караван» Гаджибекова – «Болеро» Равеля, а Первого скрипичного концерта Азера Рзаева – виртуозные скрипичные опусы, но в обоих сочинениях отчетливо слышны композиторы ХХ века, с вниманием к сложной гармонии, колоритным тембровым сочетаниям, сложным ритмическим рисункам.
Художественный руководитель фестиваля, виолончелист и дирижер Дмитрий Яблонский везет нас┘ на фортепианную фабрику. Здесь, в Габале, несколько лет назад открыли производство пианино и роялей. Ганс Леферник – правнук основателя фирмы Йоханна Белтмана и владелец технологии, перед этим пробовал открыть завод в Китае, но не нашел поддержку в желании использовать только лучшие материалы, а не их китайские суррогаты, и уже запустившееся производство пришлось свернуть. В Азербайджане закупают специально выращенное в Австрии дерево, лучшую механику (ту же, что заказывают для роялей «Стенвей») и так далее.
Публика – разная. Один раз соседями оказались мама с дочкой, которые специально приехали из Баку, в другой раз – семья российских военных, которые служат на Габалинской радиолокационной станции: этот фестиваль для них тоже глоток свежего воздуха, в переносном смысле, разумеется. Кто-то слушает, не отрывая глаз от сцены, кто-то пытается перекричать оркестр, разговаривая по мобильному. Последних из года в год становится все меньше. Впрочем, Юрий Башмет всегда говорит, что играть нужно для любой публики, ведь, если пробудить интерес хотя бы у одного человека, особенно у ребенка, – это уже результат.