0
2056
Газета Культура Интернет-версия

26.07.2011 00:00:00

Моралите вместо варьете

Тэги: театр, фестиваль


театр, фестиваль Венок – от испанских артистов...
Фото с сайта Чеховского фестиваля

«Комедианты» признаны во всем мире, и то, что творят актеры этого театра на улице, восхищает размахом, феноменальной способностью превращать городскую среду в грандиозную декорацию с огнем по воде, если в городе есть река, с фейерверками на мостах и площадях, действом на крышах домов, какими бы высокими эти дома ни были. Этот театр, который мне посчастливилось видеть и у нас, и за рубежом, без сомнения входит в десятку лучших уличных театров Европы.

Однако на нынешнем Чеховском фестивале «Комедианты» показали спектакль «Персефона» в традиционном пространстве. В «Театриуме» на Серпуховской они дали аж двенадцать представлений. Зачем столько, не очень ясно. Уже в первые дни их выступлений стало понятно, что ажиотажа не будет, а значит, и коммерческого успеха тоже. В результате финал фестиваля, на котором было немало интересного, получился смазанным.

То, что хорошо на улице, не всегда хорошо на сцене традиционного театра. «Комедианты» заявляют, что они ставят спектакль о смерти и обозначают весьма претенциозно жанр как «смертельное варьете». От варьете здесь музыкальный центр с одним музыкантом, героиня Кора, она же Персефона, которая пришла в этот спектакль не из античного театра, а с эстрады скромно ресторана, где любят одеть артистов в красные атласные плащи, котелки, обрамить их появление незатейливым освещением, мигающими лампочками и прочими нехитрыми атрибутами. И вот такая эстрадная Персефона является к людям, чтоб забрать их в Аид, согласно мифу, без жалости, сострадания, а в спектакле с песнями и улыбками. Однако для варьете в спектакле мало эстрады, мало выразительных музыкальных хитов, если не сказать – нет совсем, нет также кордебалета, нет столь необходимого этому жанру мюзик-холльного блеска, того калейдоскопа номеров от фокусов до фейерверка с конфетти. В роли конферанса выступает Персефона. Она одна работает в этом варьете, одна поет, одна танцует, что делает зрелище в этой части спектакля бедным с театральной точки зрения. Варьете не вписано в режиссерскую партитуру, а иллюстративно вставлено как атласная заплата на холщовом занавесе.

Скорее перед нами разыгрывается моралите. Назидательным примером на сцене служит история о покойнике, которого хоронит «дружная семья», каждому члену которой важно узнать о последней воле покойного в части наследства. Чтобы подчеркнуть, что люди не самом деле не люди, создатели спектакля надевают на них полумаски, с остроносым, как у Буратино, клювом у сына, крючком у брата. Первая жена буквально танцует на гробе, последняя плачет, но недолго, любовница забирает у покойника фирму – достается кусок пирога каждому, за исключением сына. Он требует у Персефоны, чтобы она оживила его старика, чтобы тот переписал завещание. На этом пути сам погибает неожиданно для всех – за ним является Персефона, невозмутимая, укутанная в черный плащ с капюшоном.

Там, где нам дают понять, что будет гротеск, на самом деле театр применяет наивную изобразительность, больше уместную в шоу для детей. Достаточно посмотреть на маски, которые сделаны простодушной душой, чтобы увидеть: перед нами галерея шаржей, какие любят поставлять на Арбате самодеятельные художники, где что-то позаимствовано у китча, что-то у лубка. Издевка над похоронами, над индустрией печального церемониала сделана в спектакле не без доли остроумия. Смешно, к примеру, как выносят пять венков служители современного культа. Им по барабану, что сейчас состоятся похороны. Им скучно, и поэтому невольно один за другим они начинают играть с венками, и уже кажется, пойдет эта компания не на похороны, а на веселый праздник, карнавал. Однако талантливо решенные отдельные сцены не исправляют общего впечатления. Зрелище, которое как бы стремится к театральному примитиву, чтобы рассказать простую историю, все-таки не дотягивает до игры с этим стилем. Игра в примитив опасна, поскольку можно скатиться в примитив. Защитой от последнего должен стать и пафос высказывания, предельно ясно отвечающий на вопрос в таком вот типе театра: а во имя чего весь сыр-бор? Необходима доля театральной рефлексии, изощренных режиссерских приемов, которые бы показали, что комедианты играют в гротескную игру. Когда же добрая половина спектакля играется на авансцене, куда по центру выставлен гроб, а вокруг мертвеца суетится мультипликационная стая, то понимаешь, история разыгрывается по первому плану. Возможно, первый и самый существенный просчет был сделан на стадии создания литературного сюжета. Миф о Персефоне встроен умозрительно, без интеллектуального накала. Условный сюжет весьма упрощенно корреспондируется с фарсом о покойнике и его семье.

Что люди смертны, что они зачастую недостойны жизни, что лишены сострадания, что смерть стала источником прибыли при развитом капитализме – все это прописные истины, если им не сообщена новая энергия смысла.

На самом деле играется моралите, которое почему-то назвали варьете.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1809
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1536
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1340
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
974

Другие новости