0
2594
Газета Культура Интернет-версия

26.07.2011 00:00:00

Финал в Экс-ан-Провансе

Тэги: прованс, фестиваль, опера


прованс, фестиваль, опера Древняя столица Прованса – идеальное место для оперного марафона.
Фото ИТАР-ТАСС

Вчера в Экс-ан-Провансе завершился очередной фестиваль лирического искусства.

Открытость фестиваля дошла до такой степени, что в последние пять лет здесь была показана одна из лучших в последние годы версий Тетралогии Вагнера. Под этот проект Эксу удалось заполучить Берлинский филармонический оркестр под управлением сэра Саймона Ратля. Успехи были настолько очевидны, что Экс вошел в тройку–пятерку главных оперных фестивалей мира, а его директор Стефан Лисснер успешно ушел на повышение, став интендантом миланской Ла Скалы.

Новая дирекция во главе с Бернаром Фокруем позиций решила не сдавать и подписалась на четырехлетнюю резиденцию на фестивале Лондонского симфонического, что дало гостям фестиваля возможность регулярного прослушивания концертов под управлением сэра Коллина Дэвиса и неутомимого Валерия Гергиева. Плюс ко всему стало возможным участие этого состава в оперных постановках фестиваля. В этом году лондонская команда стала законным соучастником успеха постановок «Милосердия Тита» Моцарта и «Травиаты» Верди.

Именно «Травиата» и стала главным событием нынешнего фестиваля, именно она закрыла (перед финальным концертом вчерашнего вечера) в воскресенье оперный марафон. Билеты на этот спектакль разлетелись еще зимой сразу после открытия продаж. Такова магия присутствия на афише одной из главных оперных див современности – французской певицы Натали Дюссей. Для нее это был риск – впервые выступить в новой для себя роли, и, скажем так, роли, не совсем удобной для ее голоса. У див бывают свои мечты – так, в свое время о Кармен мечтала Каллас, заранее зная о тщетности своих желаний. Присутствовать при реализации мечтаний Дюссей (или историческом провале) пожелали тысячи меломанов со всего мира.

Когда такие постановки готовятся, то взвешиваются десятки «за» и «против». И уж точно в выборе режиссера решение остается за примадонной (насколько это слово не подходит к облику хрупкой и демократичной Дюссей, но настолько честно описывает ее нынешнюю позицию в мировой табели о рангах в опере). В Экс был приглашен известный во Франции режиссер и драматург среднего поколения Жан-Франсуа Сивадье. И здесь в позиции дирекции фестиваля и самой певицы невозможно не отметить иронии (а Натали Дюссей славится открытостью и острым языком). В активе режиссера есть постановка собственной комедии «Генеральная репетиция, вид со сцены и из оркестровой ямы», которая рассказывала о попытке модного режиссера авангардно-прогрессивно поставить «Травиату» со знаменитой примадонной в главной роли. Эта пьеса в водевильном тоне повествовала об оперно-театральном закулисье и о тщетности каких-либо реформаций в бастионе серьезного искусства, когда на страже соблюдения всего и вся стоят современные французские профсоюзы.

Про возможности профсоюзов на фестивале в Эксе сказать не смогу, но нынешний спектакль у Сивадье получился. Сивадье тоже давно мечтал о «Травиате», простой и бьющей в самое сердце. У него это получилось – используя архетипический сюжет мелодрамы, прийти к высотам трагедии. Опорой ему стала феноменальная актерская отдача Дюссей. Сколько нюансов в ее Виолетте с самых первых тактов оперы. И так будет идти по нарастающей до самого финала.

Режиссер предлагает нам театр в театре, прием не новый и не всегда оправданный в оперных постановках. Сцена пуста, на заднем плане двигаются люди театра: хористы, машинисты сцены, рабочие. Открывается дверь в заднике, и пока еще в пространстве театра как бы перед началом спектакля двигается певица, которая через несколько шагов, переступив очерченную маленькими, как на взлетном поле, лампочками область сцены (разметка отчасти напомнит об экспериментах Триера в «Догвилле»), превратится в блистательную обольстительницу Виолетту Валери.

Условность декораций дает возможность певице Дюссей раскрепостить таланты актрисы: это ей надо нас заставить забыть про разметку на сцене, про практическое отсутствие реквизита, про смешные и нелепые маленькие полотна, которые, свешиваясь сверху в разные моменты спектакля своими солнцем или облаками, а может быть, и нарисованной бурей, отсылают нас к чувствам сцены. Есть только она, ее любовь к Альфредо (тенор Шарль Кастроново с его незабываемым теплым тембром в голосе), ее самопожертвование в ответ на просьбу Джоржио Жермона (монументальный Людовик Тезье) оставить его сына.

Возможности Дюссей в трагическом регистре знают теперь и в России: петербуржцы смогли увидеть в прошлом году в Мариинском театре, а москвичи в этом – в зале Чайковского, в апреле в рамках Пасхального фестиваля, в «Лючии де Ламмермур». В последнем случае были видны явные огрехи в работе оркестра Мариинского театра. В Эксе режиссер и Лондонский симфонический под управлением Луи Лангре были внимательны к героине и к голосу Натали Дюссей, помогая ей преодолевать опасные места в партитуре: Виолетта сгорает на медленном пламени страсти и отречения, слабеет физически, и кажется, что именно поэтому, а не по каким-то другим причинам голос ее не достигает той мощи, которая так привычна нам по классическим прочтениям этой оперы Верди. В финале слезы текут не только у певицы на сцене.

Экс-ан-Прованс


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1802
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1530
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1335
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
971

Другие новости